Брант: «Корабль дураков».

0
2098

Продолжая исследовать произведения литературы я наткнулся на еще одно подтверждение идеологической борьбы с Империей.
В эпоху Реформации в Западной Европе было создано уникальное в своем роде произведение, автором которого называют Себастьяна Бранта «Корабль Дураков». Художественный образ данного произведения впечатляет и сейчас, поэтому стоит более детально рассмотреть эту тему.

 

Среди людей всегда в той или иной мере возникает тема дураков. Но почему-то именно в Эпоху Реформации этой теме придали почти «государственное звучание». В иносказательной форме стали пиарить по разным случаях, воздействуя на общественное мнение. Известно, что в 1494 году вышла в свет книга Себастиана Бранта «Корабль Дураков».

Она хорошо проиллюстрирована, причем выдающимся и заслуженным мастером гравюр Альбрехтом Дюрером, который жил как нам говорят в 1471-1528 годах. Рисунки к «Кораблю Д» кроме Дюрера выполнены лучшими мастерами Ренессанса, хотя это и противоречит традициям той эпохи. Считается, что Дюреру принадлежит 75 из 116 гравюр. Но предполагается, что над произведением трудился целая артель талантливого народу.

Кстати, есть отдельно и у Босха- талантливого художника Северного Ренессанса- картина на такую же тематику, да и с таким же названием. Почему-то и ему пришло в голову поработать на эту тему, наверное, так популярно тогда это было. О картине про дураков Босха еще поговорим и рассмотрим. К этой теме обращались многие писатели и художники Реформации.

Себастьян Брант «Корабль дураков».

Интересный факт. Рисунки к «Кораблю «, что замечено комментаторами, слабо связаны с текстом книги написанным Брантом. И это вызывает удивление, что работы Дюрера, да и других граверов выполнены не как иллюстрации к тексту книги о корабле, а наоборот Брант пишет текст, как бы объясняя смысл рисунков о дураках. И это единодушному мнению литературоведов.

Другими словами возникает странное обстоятельство, книга Бранта это способ опубликовать зарисовки на тему дураков. И так как картины мало связаны как с книгой Бранта, так и с кораблями в его названии, хотя на некоторых гравюрах они есть, к ним придумали специальные подписи. И утверждают, что они самого Бранта. Выходит, что Брант лишь рядовой участник проекта, а не заказчиком иллюстраций к своему литературному труду. И тут уже не размышления о том, что раньше было сделано, а о том, что параллельно с зарисовками или позже них был написан текс книги.

Итак, в борьбе против дураков принимают участие: художественный директор или как сейчас модно, креативный директор Альбрехт Дюрер, он же и автор многих рисунков; группа художников, о размерах которой приходится только догадываться; автор текста и комментариев к картинкам Брант. Сам Себастьян Брант, надо сказать, был не простой писатель, а государственник, занимающий пост декана юридического факультета в Базеле; и издатель сего творения Иоганн Бергман фон Ольпе.

Вслед за первым в свет выходят еще два издания про дураков, похоже, книжка о кораблях пользовалась заметным успехом. Итак, с участниками создания «Корабль Дураков» мы познакомились, и как вы заметили Брант там не главное действующее лицо.

Время издания «Корабля Дураков».

Вы думаете Брант описывает дураков только на корабле, ничуть нет. Над дураками смеются во всех сферах жизни. Хотя есть и дураки- моряки, но на ряду с дураками- войнами или дураками- правителями. И в каждом новом издании появлялись все новые гравюры о дураках.

А сам текст книги невелик, 40-50 страниц обычного печатного текста. Даже не книга, а так брошюрка с довольно таки наивным и скучным текстом, не в обиду Бранту. В общих словах высмеивается глупость и дураки. Обычная желтуха без картинок даже смотреть не стоит. А вот на изображения стоит посмотреть, потому что они куда интереснее скучного текста. В них и понять можно больше, чем в скупых текстовых сообщениях. Так что успех «Кораблю Д» обеспечили картинки, а не литературное дарование автора подписей. И их объем в книге более, чем в два раза больше текста. Текста на 40-50 страниц, а рисунков 116. И у каждой картины своя страница, по большому счету это художественный альбомом, с небольшим пояснительным и немного сатирическим текстом от Бранта.

Теперь о вопросе времени издания альбома. Считается, что год издания в 1494 году. Но вряд ли это так. Брант использует хронологию Скалигера и Петавиуса. Например, он пишет: «Прочесть мы можем у Сенеки (мыслитель, живший в первом веке)». Но датировка жизни Сенеки первым веком, как раз и предложена Скалигером и Петавиусом, но предложена не ранее начала XVII века. О библейском царе Сарданапале Брант говорит уже как о древнем царе. В общем, Брант практически копирует сюжеты из древней истории версии Скалигера, но это может быть не ранее начала XVII века, а может и середины XVII века. Если конечно они не трудятся рука об рука. Брант своим Кораблем как бы цементирует, да и популяризирует именно скалегеровскую версию истории.

Не понятно участие Дюрера в проекте Дураков, а тем более как художественного руководителя, но нас сегодня именно в этом и уверяют. Дюрер был официальным имперским придворным художником XVI века. Многие его настоящие произведения до нас не дошли, судьба их не ясна. Скорее всего, на век, а то и два позже реальной жизни Дюрера, решили воспользоваться его именем в своих интересах. Несколько мастеров, причем ведущих для своего времени, рисуют картины, а их для придания веса дурацкому кораблю, приписанные Дюреру. Как ни как придворный мастер, лицо официальное. Время создания подправили и Дюрена приплели. Этим как бы говорят: великий Дюрер, какой был «имперский человек», придворный художник императора Максимилиана I, но и он откровенно насмехался над страной и императором. И гравюры его на тему дураков удачно сохранились. Не все конечно Дюрера, но под его бдительным руководством.

Страна дураков.

Каких же дураков высмеивает произведение? Согласно реконструкции Фоменко, Монгольское государство, с ее правителями, войсками и ее православной верой. Причем войска еще в Европе, поэтому смеются и издеваются с опаской. Брант как бы предлагает посмеяться просто над дураками, разве мало их вокруг. Потому и подписи к гравюрам абстрактно-уклончивые, часто мало относящиеся к картинке. Но зато сами картинки, куда ж прозаичные. А роль надписей отвлечь и успокоить слишком бдительных. А порой что бы затушевать и обелить слишком откровенные призывы.

Вот один из примеров «Глупый поэт», На картине дурак в церкви перед иконой молится на коленях, рядом горит свеча. Колпак шута «дурацкими рогами» лежит рядом с молящимся на полу. Толпа людей сзади, с такими же «дурацкими рожками» и еще с бубенцами. И глупый поэт тут не причем, авторы высмеивают не поэта, хотя именно такую трактовку нам предлагают, а православный крест, вписанный в круг, который сегодня называют катарским, хотя он есть до сих пор на многих храмах, только без круга. Тут стоит задуматься, а под «религией катаров» не православное ли христианство имеют в виду. Согласно Фоменко именно так, но с приходом к власти Реформации храмы либо разгромили, либо приспособили под себя, а нам традиционная история преподносит это как разгром еретиков катар, но на пару веков раньше. Вот вам и смысл рисунка: все православные прихожане в катарской — православной церкви дураки. Но на всякий случай, если придется оправдываться, Брант и назвал картину «Глупый поэт», типа смеемся над поэтом. Но в церкви не только поэт, все прихожане в шутовских колпаках.

Пропаганда Реформации грамотна и продумана. Книгам, гравюрам, брошюрам и листовкам отводится важная роль. Исподволь внедряются мятежные призывы не повиноваться Империи и активно распространяются среди населения Западной Европы. Расшатывали все прежнее: культуру, язык, религию. Возможно интерес «запретного плода» лишь подогревал интерес к альбому Бранта, оттуда и пошло наверно правило: что запретно, то интересно. Причем на местах имперские наместники вроде запрещали подобную литературу, но на деле сами и были ее заказчиками, если даже Брант был далеко не последним госчиновником. Борьба с дураками была борьбой с государством, и расчет здесь в том, что такого в борьбе с дураками. Но боролись не с пороком, а государством и Корабль это и есть Империя, который хотят пустить ко дну. Поэтому более правильным названием было бы «Страна дураков», но естественно так называть просто не осмелились.

Наверно тогда и возникли ассоциативные понятия Корабля- Государства, кормчего Корабля, мудрого кормчего ведущего корабль, кормило Корабля власти. А так же, о всевидящем адмирале, смело поворачивающем корабль государства на новый курс; о достойных людях, твердо вставших у штурвала Корабля — правления. Не зря сатира Бранта имела такой успех. Благодаря Лохеру, который перевел ее на латинский она стала достоянием всей Европы, а также появлению целой литературы о дураках. К примеру, Эразм Роттердамский в 1509 г. написал свою прославленную «Похвалу Глупости». Борцы со страной дураков или как их сейчас чаще называют сепаратисты, затрачивали огромные силы и средства на борьбу с Империей, и привлекали к работе лучшие умы того времени.

На этом пока все, но в скорее будет продолжение…

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ