Казак – козак – казар – хазар.

0
1911

Я не просто так поместил в заголовке именно такую последовательность казак – козак – казар – хазар, так как в этой статье пойдет речь как раз о взаимосвязи между этими названиями. И о том, как плавно одно слово перетекало со временем в другое.

 

Из традиционной истории мы располагаем информацией о существовании в прошлом мощной хазарской державы, которая называлась Хазарский каганат или просто Хазария. Традиционно его датируют VI-X столетиями. Справедливости ради стоит отметить, что отдельные исследователи выдвигают более нескромную гипотезу о конечной дате – XIII столетием. С их точки зрения получается, что в сильно уменьшившееся границах Хазарское государство просуществовало еще не менее двух сотен лет, примерно до середины XII в., а возможно и до середины XIII в.

Хазары Хазарии.

В недавнем прошлом генезис хазар, называемых в старинных славянских летописях казарами или козарами, являлся загадкой. Сложность розыска истоков хазарской общности заключалась, по мнению специалистов, в том, что нынешние народы не полагает себя правнуками незапамятных хазар. На сегодняшний день почти все хазароведы считают, что население Хазарии было тюркским племенем. Доказательства этому являются свидетельства арабских путешественников об использовании хазарами тюркского языка.

И хотя сегодня по истории Хазарии написано мало книг, тем не менее, обычно они описывают только одну часть жизни хазар. Самый важный у исследователей считается то, что часть хазар была иудеями и их дальнейшая участь. При этом, исходя из тех же сведений арабских источников, хазары-иудеи были небольшой религиозной группой в Хазарском каганате, и это признают и нынешние историками. Двумя самыми большими религиозными группами в Хазарии была христианская и мусульманская. К примеру, согласно арабскому автору Аль-Масуди следует, что объединись мусульмане и христиане, каган ни чего — бы не смог сделать против них. Прямо как у нас сейчас.

По поводу хазар-иудеев есть соображение, что они, уйдя с берегов Волги на Запад, обосновались на территории современной Украины и Польши, организовав там большие еврейские поселения. Их потомки и сегодня являются носителями языка идиша. Но это была меньшая часть, а как быть с остальной христианской и мусульманской частью хазар? Вряд ли из-за многочисленных нашествий жители Хазарии просто исчезли без следа во тьме времен, как это любят представлять традиционные историки. Хотя надо отметить, что так они любят поступать не только с хазарами, а и со многими другими народами. Получается, что мигрировавшие хазары-иудеи лишь одно живое подтверждение того, что Хазарский каганат был? Вероятно, что по прочтению этой статьи вы сможете немного понять и о дальнейшей судьбе и более многочисленной части населения Хазарии.

Гипотеза о родственности козар или казар и козаков высказана уже как пару веков. Ее придерживался ученый мир XVII-XVIII столетия. Прославленный архиепископ Белорусии Георгий Кониский в конце XVIII столетия высказался так, что воины эти были названы царем византийским Константином Мономахом козаками, а до этого их звали казарами и это уже имя так за ними и закрепилось. Но приверженцами этой версии в доказательство своей теории никаких свидетельств найдено не было. Лишь только сходство слов казаки/козаки и казары/козары. Отсутствие доказательств позволило антагонистам такого происхождения козаков и во все отвернуться от исчерпывающего рассмотрения выдвинутой гипотезы. На замену изысканиям XVII-го – XVIII-го веков возникла удобная версия о беглых крепостных и вольных землях. Но надо сказать , что обращаясь к этнографии козаков возникает очень любопытный материал, подтверждающий отвергнутую гипотезу и принуждающий более серьезнее ее воспринимать.

Уральские (яицкие) казаки: казары, козары.

По сей день в просторечии уральских (яицких) козаков старейших общин наличествуют колоритные примеры употребления ими как самоназвания этнонима, которыми старинные летописи называют хазар. На Яике (сегодня это река Урал) неплохо знакомо понятие казара, использующееся, хоть и не так часто, как наименование совместно с понятием казаки. Разница с этнонимом русские существенная, которое еще совсем недавно вообще не использовалось в среде козаков.

В уникальном в своем роде «Словаре говора уральских (яицких) козаков» сообщается что: казара, казарра, казарре это уральские казаки – выражение обобщенное, порой шуточное или презрительное. Как пример использования этнонима приводятся ряд выражений:

  • «Што ето мужики обиждаются, кода их музланами дразниют? Нас вон назовут казарой да еще мокрожопой, а нам, мотри, вроде как-то приятно.»
  • «Горяченные вы, казара! – Что делать? Быват!»
  • «Казарра – ча сделашь? Батенька ррадимый! Вот она де порода-то рразинска! Вот де!»
  • «Все вот сами наделали казара.»
  • «Казара за Родину погибнуть готовы были.»
  • «Казара, особенно уральцы, дисциплинисты были.»

Занятно, что последнее выражение наглядно представляет твердость в мнении яицких козаков, что казара именуют всех казаков, а не только яицких. Как эквивалент казакам казара применялось в разговоре не одними казаками. Будучи вторым наименованием козаков, это название применялось и населением соседствующих губерний. Об обширном распространении этого названия говорит тот факт, что его использует Дмитрий Фурманов, будучи сам по происхождению крестьянином из под Костромы, и совершенно не знакомый со спецификой казачьих регионов, при этом использует этноним казара в своем романе «Чапаев». В советское время, казара становиться бранным выражением, но остается столь же специфичным, его по прежнему применяют только по отношению к казакам.

Нестор Малеча писал касательно этого: «Использовалось выражение как брань, но не местными, а приезжими, обыкновенно с добавлением эпитета «проклятая» и тому подобное». Интересны и примеры которые он приводит с использованием этого этнонима:

  • «Казара проклята, на говне распята!»
  • «У-у, казара уральска!»
  • «Ах вы, казара проклята, только бы драться вам, бить всех!»

Козар лю’га.

Население Кубани, в основном существовавшего ранее Черноморского казачьего Войска, используют выражение козар лю’га, равное по значению понятию казачина, что означает лихого казака — молодчину, и обыкновенно используемого в соединении с «матерый» или же «щирый». Обстоятельство так же этот хорошо известно и, как и с яицким понятием казара, отмечен в специализированной литературе.

То что это же выражение использовалось запорожскими казаками подчеркивает тот факт, что оно присутствует казачьем фольклоре. К примеру, в песне, рассказывающей о том, как во времена Екатериной II разгромили Запорожскую Сечь, повествуется дословно следующее:

«Васюринскый козар люга та пье в корчми, гуляе, свого пана кошового батьком называе.»

Значительно хуже, что касается источников, обстоит дело в среде донского казачества. В словаре донских терминов Миртова есть прилагательное казарно, но считается оно так же неким пренебрежительным выражением, хотя и обращенным к казакам. В более свежих донских словарях нет терминов ни казара, ни казарно. Но согласно с устными сообщениями донских козаков, ране все- таки казар лю’га присутствовал в донском лексиконе, да и слово казарно указывает, хотя и косвенно, бытования казара как этнонима – самоназвания на Дону так же. Кто на кого тут оказал влияние, толи донцы на запорожцев, то ли наоборот. Хотя возможно это название исходит из одного корня, лишь в дальнейшем разделенного на несколько ветвей.

Как донцы, так и бывшие запорожцы, переселенные на Кубань, выражение казар люга/козар люга считают естественным производным от этнонима казара, хотя местное население и не отмечает его современного бытования. Так что на сегодняшний день казара продолжает циркулировать только в уральских диалектах, но ранее использование донскими и запорожскими козаками, в виду приведенных здесь данных, выглядит несомненным.

Интересно, что большинство принявших участие в опросе считают мало вероятной возможность генезиса из хазар в козаков, так как бытует навязанное традиционной историей мнение, что хазары были иудеями, а Хазарию недружелюбной державой. Это все тот же образ противостояния Руси и Орды . Но этот образ созданный научно – исторической политологией лишь с недавних пор может служить разве как одно из мнений, а не как устоявшаяся гипотеза. И то что выражения казара и козар люга существует до нашего времени в казачьих диалектах, указывает на несколько отличное от официальной версии происхождение казачества и его само названий.

На то что в древности казаков называли казарами свидетельствует то обстоятельство, что их так называли на двух полюсах изначального казачьего пространства от Днепра до Яика. Надо отметить, что из-за значительной территориальной удаленности Днепра от Яика, а также присутствия значительных отличий в их культуре и самобытности отношения и общение между яицкими и запорожскими казаками были не часты. Из-за чего вряд ли приходиться говорить о некой преемственности одних от других, причем развитие и одного и другого сообщества происходит практически одновременно.

Стоит заметить, что яицкое слово казара множественного числа. Именно вследствие этого Нестор Малеча пометил этноним как собирательный. Интересно как же выглядит форма единственного числа, не зафиксировано оно ни в письменных, ни в устных источниках.

Летописные казары и казачьи казары.

Произведенные выше наблюдения и измышления на поприще этнографии, свидетельствуют о значительной древности этнонима казара и об его исконном применении к казакам. Как для самих козаков, так и для народов их окружающих между словами казаки и казара можно ставить знак равно, так как это синонимы.
Тем не менее, о столь занимательных сведениях предоставленных этнографией, о взаимоотношениях казар — хазар из летописей с казарами — казаками ни сказано, ни слова при изучении истории Хазарского каганата, так и в изысканиях касательно прошлого казачества. Ни одной пускай даже критической статьи на тему происхождения в казачьих диалектах этнонима казара так до сих пор нет, не смотря на повышенный интерес, как к истории хазар, так и истории козаков.

Мне видится, что когда ученые мужи сталкиваются с подобными этнонимами, они теряются, и так как не могу этого вразумительно объяснить, предпочитают об этом молчать.

Дело в том, что все наименования и названия, происходящие от летописного этнонима хазар, в наше время определено связывают с хазарами. Так в Восточной Европе мы можем повстречать населенные пункты Казара, Козаров, Козаржевск; родоначальниками которых называют хазар. Возможно это некие поселения или даже военные лагеря хазарско- казацких войск в их походе на Запад. Из этого сам по себе напрашивается вывод о связи козаков с казарами — хазарами. И на это есть прямые подтверждения от самих козаков.

Так Ригельман, автор истории казачества, указывает на одно такое доказательство:

« Как в рассказах донских козаков о начале Донского Войска, так и в похожих на эти рассказы баснях Запорожских козаков основателем их войска был выходец из Польши Семен, роду Казарского».

Так же можно обратить внимание на территориальное соответствие ареалов обитания козаков и древнего Хазарского каганата. И тут мы наталкиваемся, да как и все исследователи данного вопроса, на хронологическое несоответствие, в связи с имеющейся у нас сегодня хронологией. Хотя Хазарский каганат традиционно считается пал под ударами дружин князя Святослава в X веке, а отдельные исследователи строят предположения, что хотя и сильно уменьшившийся в размерах, но дожил каганат до XII или даже XIII века, и пал лишь с приходом татаро – монгол, даже это не спасает, так как казаки появляются на арене истории все равно на два века позже.

И это не может не мешать, традиционным исследователям, провести параллель между козаками и хазарами. А так же требует умалчивать о дальнейшей судьбе хазар-христиан и хазар-мусульман после разъединения Хазарского каганата. Но главной причиной, заставляющей прекратить любое исследование ранней истории козаков, можно считать господствующую с XVIII столетия над учеными умами теорию о происхождении козаков от беглых холопов.

Не смотря, на эту господствующую теорию, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что три старейшие казачьи общины происходят от жителей Хазарии, тех самым, что бесследно исчезли со страниц летописей, но являлись христианским и мусульманским большинством Хазарии.

Хочу сразу же оговориться, что мы не говорим о некой этнической составляющей хазар -иудеев, хазар-христиан и хазар-мусульман. Сама Хазария была многонациональной страной, и мы говорим не об этносе хазары или о некой религиозном объединении, а о неком гражданстве, как к примеру современные россияне или американцы.

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ