«Корабль дураков» в гравюрах Дюрера.

0
1285

В продолжение статьи Брант: «Корабль дураков», в которой я коснулся вопроса авторства Бранта и гравюр Дюрера, а так же немного по размышлял о том, кому и зачем было выгодно данное произведение. В этой статье я хочу более детальнее рассмотреть некоторые части данного альбома.

 

Вообще надо сказать, что литература и искусство эпохи Ренессанса крайне своеобразно. Но говорим ли мы о Сикстинской капелле или Соборе Святого Петра в Риме. , говорим ли мы о произведениях «античных» авторов, которыми в ускоренном режиме в те времена наполняется библиотека Ватикана, мы всегда имеем не возрождение, а само рождение самостоятельной европейской культуры.

Шутовской колпак дураков.

На титульном листе мы видим следующую картину (правая часть рисунка): наверху дураки на телеге, внизу по морю плывет корабль окруженный лодками, и на корабле и в лодках все дураки. Как можно определить что это дураки? Да очень просто у всех дураков на голове шутовские колпаки, главным атрибутом которых являются рожки. Точнее шутовскими они станут потом, а пока они дурацкие. Иногда на рожках можно увидеть бубенцы или колокольчики, для привлечения внимания. Рогатым колпакам придается большое значение, это отличительная особенность дураков. И хотя сам образ давно ущел в прошлое, но до сих пор бытует выражение рогатый муж или наставить рога, как символ глупости. Так что дурак обязательно с рогами, по крайней мере, так символично определили тогда: рога знак дурака. От куда они взялись? Одним из главных символов Руси- Орды был полумесяц, сейчас он главный символ мусульманства, хотя и на православных церквях можно его наблюдать под крестом.

Полумесяц делали рогами на рыцарских шлемах, да и викингов, рог на лбу Моисея, шлем Александра Македонского и на очень многих старинных гербах. Имперский символ затушевывали, его меняют на якоря, на быков, на французские королевские лилии, да и двуглавый орел, скорее всего тот же символ. Но это потом, когда уже надо было подменять прошлое, а в период развала государства полумесяцу создавали откровенно отрицательный образ. Яркий пример виден в картине Питера Брейгеля, где дурак откровенно мочится на полумесяц.

Так символ империи превращали в символ дурака или шута. Причем они сохранились и позже у шутов при дворе и клоунов в цирке. Причем подчеркивается, что рожки обязательно с бубенцами. Брант специально уточняет:

 

Гравюры Дюрера и «Корабль дураков».

То, что рога это искажение полумесяца, видено из многих работ того же Дюрера, или по крайней мере того что Дюреру приписывают сегодня. Как ни странно, у Дюрера есть работы и по старинным рыцарским и дворянским гербам, уважительного и даже почетного характера, и явно противоположного характера, где те же рога выполняют уже шутовскую функцию. Вот такая удивительная метаморфоза в творчестве Дюрера. А теперь немного подробнее о самих гравюрах.

Рисунок Дюрера «Дураки на кораблях» на котором флот пересекает море. Кругом полно дураков. Здесь смеются над дураками- моряками и кораблями Империи. Разрушая империю удар надо наносить в первую очередь по ее армии и флоту.

Или один из наиболее богохульных карикатур «Антихрист», где Святой Петр ключом привлекает лодку- корабль с правильными людьми, сзади дураки в колпаках кланяются Богу, сидящему на радуге с метлой — плеткой в руках. Такая вот злая сатира над православной верой, где вместо Бога антихрист.

Или «Божье наказание в виде ливня из лягушек и саранчи», где высмеяться библейские Пятикнижие, рассказ о «казнях египетских. События, которые произошли до ухода Моисея и с войсками из Египта. На рисунке художники изобразили в облаках Моисея, у которого рога, то есть с имперский полумесяц. А у дурака внизу уже рогатый шутовской колпак с бубенцами, и вокруг полно саранчи. Имперским дуракам не укрыться от кары Божьей.

А вот и еще один сюжет из Пятикнижия — сцена поклонения Золотому Тельцу, сложная и драматическая история религиозной борьбы представлена, как пляски пьяных дураков. И комментарий Бранта на этот рисунок соответственный:

 

На рисунке «Дурак у распятия» посмеялись не над Христом, а над войном- охранником. Но священную для всех христиан тему при этом заметно опошлили.

Или вот пример глумления уже над имперским правосудием. Карикатура «Дурак, завязывающий глаза», где мужчина, зачем то завязывает глаза богине Юстиции. Хотя всем известно как, сейчас так и в средневековье Юстиция всегда с завязанными глазами, что бы судить беспристрастно и по уму. Зачем же ей вязать глаза? Да затем, чтобы поставить богиню Правосудия дурака рядом, мол и суд у вас дурацкий, да и рядом с правосудием у вас дурак, или в суде одни дураки.

На картинке «Глупый профессор» смеются уже над имперской наукой. Бывают конечно и глупые профессора, но в этом цикле нарицательные дурацкие образы в каждом рисунке.

Злобная же карикатура «Глупость, облеченная властью», на которой в царском шатре сидит царица с приближенными, поражает наглостью. На царице и придворных в цепи, а на шатре нарисовано множество дурацких рогов. Так же и на стягах, где вместо имперских полумесяцев с крестом, те же рога. Так уже открыто насмехались над символикой и флагами Империи. А сам царский двор как «Глупость, облеченная властью».

Но на карикатуре «Наглый дурак» уже явный перебор, на ней дурак возлагает имперскую корону на голову свинье! То есть в роли свиньи уже царь. Но названием карикатуры и видимостью борьбы с дураками, а не государством создатели как бы уходят от ответственности.

Вот еще один пример издевательства над царской короной, картина «Ученый и дурак», но мысль здесь в том, как на две палки рядом: на одну насадили корону, на другую дурацкий колпак. Это уже сравнение схоже с изображением правосудия и дурости рядом, аналогия та же.

А вот и картина- мечта «Дурак на тонущем корабле», где наглядно показано стремление развалить корабль Монгольской Империи, ясно к чему надо стремиться.

Корабль – Империя тонет из-за дураков.

Так что «Корабль Д» явно пропагандистского характера, в котором ненависть перемешалась со страхом, но подобные издания явно расшатывали устои имперской жизни и усиливали центробежные силы, что тут сказать, успех очевиден.

Когда же добились своего, и подобные язвительные памфлеты утратили свою актуальность, решили, чтобы скрыть все следы былого, преподнести дурацкий юмор, как средневековую шутку. Такими, дескать, карикатурами вскрывали язвы вечных человеческих недостатков, стремились воспитывать людей благородными и уважительными к окружающим и самим себе. Постепенно забывая реальный смысл злой сатиры стали рассматривать это как проявление средневековых народных обычаев, пускай и немного странных.

Кто его знает, почему у средневековых людей был обычай мочиться на полумесяц, даже пословицы на эту тему возникли.

Наверное, по этому, и рисунки приписываемые Дюреру, публикуют изредка и лишь по отдельности. Например, в издании с громким названием «Полное собрание гравюр на дереве Альбрехта Дюрера» есть только 14 гравюр Дюрера из 75 или даже из 116, и не самые откровенные. Так что издание далеко не полное, ну это на совести издателей, может они действительно больше и не нашли. По крайней мере, 14 из 75 это 20 процентов, я говорю о том, что приписывают Дюрерe. А если 116 то еще меньше.

Вы думаете, так утаивает работы Дюрера только одно издание, ничуть нет. Вот другое не менее одиозное издание «Альбрехт Дюрер. Гравюры». Из аннотации «В настоящем альбоме собраны все гравюры Альбрехта Дюрера, как на дереве, так и на меди». Но и тут 78 из 116, как лотерея, а где еще 38 спрашивается.

А где рисунки Дюрера, вошедшие в следующие издания «Корабля Д»? Может быть, они самые откровенные и скандальные, или проливают некий свет на те затушеванные и запрятанные события, почему их скрывают? Хотелось бы взглянуть на оригинальные средневековые издания «Корабля». Возможно, слишком уж неудобны эти творения Дюрера, и способы вызвать много неоднозначных вопросов, а может они и противоречат скалигеровской версии истории.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ