Босх «Корабль дураков» и средневековые карнавалы.

Written by and22rew on Сентябрь 9th, 2011. Posted in Литература

Приветствую всех читателей блога Proshloeproshlo.ru. В двух предыдущих статьях посвященных Кораблю дураков мы уже рассмотрели аспекты создания данного произведения и более менее подробно рассмотрели известные на сегодня гравюры Дюрера. В этой же статье из цикла литература, я хочу поговорить, о дураках, как о социальной явлении того времени. Потому что книга Бранта является неким идеологическим заявлением или же инструкцией. Вот я и предлагаю рассмотреть, как эту инструкцию применяли.

Картина Иеронима Босха

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков» стоит отдельно от одноименного скандального произведения. На верху я разместил другую картину Босха, которая на мой взгляд более интересна, а описываемую картину, я думаю, вы и сами сможете найти без труда. Говоря же о картине «Корабля Д», то обращает на себя внимание как ярко и откровенно в ней выставлены отдельные моменты.

Вкратце, описание картины такого: имперский корабль полный дураков, плывет не понятно куда. Все занимаются, чем хотят. Кто поет, кто играет, а кто-то пьет. На мачте корабля реет большой флаг, его сложно не заметить, а на флаге полумесяц. А у дозорного на носу корабля тоже полумесяц, но уже как дурацкие рожки. Знаменитый Босх скрупулезно учел все требования Реформации, как правильно дискредитировать власть. И полумесяц в виде рожек и пьяный разгул с песнями и плясками. Художник ясно показал о ком речь: это люди Руси- Орды. И в этом Босх куда прямолинейнее Дюрера — сотоварищами. Те все же уклонялись от прямого надругательства над символом государства — полумесяцем, они его переделывали в рога и рожки. А Босх решил, что это полумеры и нарисовал и рожки и полумесяц, для верности, и чтобы уже никто не сомневался, сам флаг нарисовал имперского красного цвета.

Средневековые карнавалы дураков.

  • Бонапарт и гробница Тутанхамона.
  • Детально рассматривая обстоятельства создания и продвижения произведения о дураках, обнаруживаются все новые интересные факты, хотя историки и пытаются их всячески стушевать. Речь о мероприятиях, которые вроде бы не совсем по теме дураков на корабле, я говорю про средневековые карнавалы. Сегодня нам объясняют, что средневековые карнавалы это обычные праздники, где люди веселились и отдыхали. Однако так было не всегда. В ту мятежную эпоху «Корабль Дураков» считали символом ада, так умело Монгольская Империя с метрополией в нынешней Москве стала адской, империей зла. Замете такой подход к России будет повторяться еще не однократно. Под лозунгами борьбы со злом и адом в средневековой Германии вначале устраивать пропагандистские театрализованные спектакли, а уже после развала страны веселые карнавалы, празднества освобождения или как сейчас говорят дни независимости.

    Вот как описывает Колязин один из многих немецких карнавалов, якобы 1539 года: «Роль основной «адовой повозки» в этот раз исполнял дурацкий корабль, в котором проживает целое сборище в личинах: тут и дураки, и шуты, и черти, со зверями. Это было некое театрализованное представление – спектакль по мотивам «Корабля дураков» Бранта. Влияние сатирических памфлетов Себастьяна Бранта на тему дураков в немецких средневековых карнавалах громадно: спустя всего лишь несколько лет после опубликования книги Бранта сухопутные корабли, но с полноценной мачтой и реями, с парусами и флагами надуваемые попутным ветром появились на карнавалах по всей Германии».

    Роль кораблей в средневековых карнавалах.

  • Ятаганы янычар.
  • Тут еще один интересный момент, скорее всего отец Реформации Мартин Лютер, таковым не был, его идеи, и популярность была умело, использована позже, а многое вывернули наизнанку. Но его ответ на карнавал — спектакль 1539 года говорит о другом. Вместо того, что бы по достоинству оценить столь полезное для сепаратизма действо, он охарактеризовал его как, особо безбожный спектакль, показывающий пренебрежение к Святому Евангелию и поэтому неугодному богу.

    Историки же в один голос считают, что роль карнавалов – спектаклей, с участием кораблей, имело выдающееся значение в религиозно-политической жизни Европы, а так же высокий уровень подготовки и оформления торжества. Что уж там от историков воспитанных на скалигеровской версии истории иного сложно ожидать, но даже их суждения показывают, какую важность придавали данному мероприятию, причем политическую; не сравниться с сегодняшними карнавалами.

    И кто бы вы думали, плавал на этих дурацких кораблях? По сведениям летописца, речь идет о карнавале 1520 г: «На шутовском корабле или «адовой повозке» основными персонажами были пляшущий черт, женщины и шуты». По другим данным: черт, шут, голая женщина и турок -нехристь. Задача голых женщин, наверное, была в увеличении интереса, таким низменным, зато действенным способом. Но главной фигурой, конечно же, был турок — нехристь, как пример плохого человека, потому что имперского, которого и надо изгнать из Европы. Политический же смысл, я бы даже сказал, военно-политический этих вакханалий проявляется в том, что «Адову повозку» — корабль надо было брать на абордаж, то есть захватить силой с оружием в руках. Причем речь идет о том, что это символ Великой Монгольской Империи. Так что смысл карнавалов очень прозаичен: вооруженная борьба против империи.

    Вот как описывают данное представление в Нюрнберге: «Всю состоятельно и разнородно наряженную толпу вы могли бы видеть во время нападения на корабль. Причем разыгрывался спектакль по всем правилам военного искусства: с командой обороны корабля, с взятием корабля на абордаж с помощью лестниц. Участники маскарада были разодеты в воинскую экипировку и сидели на лошадях. Среди публики ряженых военных можно было видеть шутов и «дикарей» могучей комплекции с тупицами. Во время подготовки к штурму дураков, ряженые размахивали дротиками, пиками, факелами.

    Начиналось представление на Главном рынке, а финал проходил уже на ратушной площади… Дурацкий корабль находился между двумя церквями — Женской протестантской кирхой и католическим собором Святого Зебальда. Тут еще один образ: в том, что шутовской корабль является противоположностью церкви – как бы корабля Святого Духа».

    Шембартлауфы и дураки.

  • Падение метеорита в русских летописях и в ветхом завете.
  • Несомненно, большие силы и средства затрачивали на эти красочные и при этом весьма поучительные спектаклей- карнавалов. Используя свои таланты, трудились над театрализованными представлениями режиссеры, художники, актеры, писатели и политики. И не участвовать в подобных идеологических спектаклях было не безопасно, легко можно было прослыть имперским соглядатаем и приспешником.

    А размах эти сборища с кораблями результате приобретали грандиозный. Вот еще одна цитата: «Выкрашенный в красный цвет корабль (красный символ царя и империи) массивный с высокими бортами, имел настоящий якорь и два камнемета на корме, и устанавливался на колесах. Декорации, изображавшие воду с рыбами, прикрывали колеса. На мачте реял Красный флаг Империи, но с головой шута или турка водружался на мачте, чем не флаг антихриста. Экипаж корабля представляет собой персонажей наизнанку: глупые и нераскаявшиеся людишки, которые ведут свой шутовской корабль в дурацком направлении. На марсе корабля сидели два дурака, у одного в руке мочеприемник, у другого циркуль и измеритель углов. Вокруг толкались черти с свиными мордами, бараньими рогами, в обезьяньих, медвежьих и птичьих личинах. Один из чертей, облаченный во все черное, с огромным шприцем в руках, из которого он выпрыскивает то ли воду, то ли огнь. Центральной фигурой этой группы был наряженный священником шут с игральными костями в руке».

    Так не двусмысленно смеялись над имперской православной церковью. Религиозно- политический смысл тут однозначен.

    Вот как его объясняет Жак Хеерс:
    «Это уже не корабль шутов и дураков это олицетворение зла, вместилище демонической силы, захваченное свитой Люцифера… Но к корпусу корабля уже приставлены две лестницы для штурма, и это говорит нам, что недолгая игра в дурака подходит к концу, что цитадель зла скоро будет взята и сожжена дотла».

    После распада Империи подобные карнавалы-спектакли ил как их называли в Европе шембартлауфы уже более не требовались, они успешно сыграли свою разрушительную роль, и их отменили, точнее, заменили на особый день покаяния, когда постились и молились. Кое- что осталось в состязаниях различных гильдий, но как целое они больше не проходили. Что тут добавить, сделав свое дело, это оружие пропаганды отправили в музей и стали назвали его «невинными шалостями и красотами».

    Слишком много тайн за собой скрывают эти милые проказы, но хоть что-то по немного удается приоткрыть.

    Заканчивая серию статей по альбому «Корабль дураков», на что бы мне хотелось обратить внимание. В первую очередь, значение данного произведения явно принижается и замалчивается. Происходит это в виду слишком откровенных элементов указывающих на истинную историю Европы пятивековой давности. Конечно, сам по себе альбом Бранта еще не позволяет с уверенностью утверждать действительное политическое и идеологическое состояние тогдашнего общества, но позволяет хотя бы приоткрыть занавес, на те события и взглянуть на них под иным углом зрения и размышления.

     



    Tags: , ,

    Trackback from your site.

    Comments (4)

    • 23.10.2011 at 16:57 |

      I didn’t know where to find this info then koabom it was here.

    • 20.12.2011 at 22:58 |

      I dont think Ive seen all the angles of this subject the way youve pointed them out. Youre a true star, a rock star man. Youve got so much to say and know so much about the subject that I think you should just teach a class about it

    Leave a comment

    Powered by Sweet Captcha
    Подтвердите своё реальное существование,
    Пертащите цветок в букет
    • captcha
    • captcha
    • captcha
    • captcha