День добрый, всем читателям моего блога Proshloeproshlo.ru. Статья в которой тесно переплелась история Ватикана с историей капитолийской волчицы не просто первая в разделе Рим и Ватикан, это вообще первая статья на моем блоге Proshloeproshlo.ru. Так что не судите строго, если что не так пишите, подсказывайте, всегда рад услышать стороннее мнение. И, конечно же, постараюсь сделать все возможное для удобства своих читателей. Ну что же начнем.

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица

Ни для кого не секрет, что посреди Рима располагается государство Ватикан. Да и про капитолийскую волчицу, наверное, все еще со школы слышали. Находится она сейчас в Капитолийском музее, расположенном во дворце Палаццо деи Консерватори на площади Капитолия. Данная скульптура по сей день считается один из самых знаменитых памятников этрусского зодчества, живописующий античный сюжет. Это — так именуемая Капитолийская Волчица, которая считается, отлита из бронзы якобы в V веке до н.э. Под волчицей — бронзовые статуэтки двух братьев: Ромула и Рема, посасывающих у нее молоко. Предание знакомо почти любому. По сказанию волчица вскормила двух младенцев-сирот, которые впоследствии стали родоначальниками Рима — братья Ромул и Рем. Произошло это легендарное событие, примерно, в первой части VIII века до н.э.

И в наши дни бесчисленные туристы «Вечного Города», куда, как ведомо, все дороги ведут, не могут обойти стороной бронзовое изваяние, которое, как утверждают гиды, установлено практически на том же месте где и сейчас в V веке до н.э. этрусками. Можно задаться вопросом, а причем здесь этруски? Да при том, что Рим, как и многие другие города Италии, основали этруски. Подтверждением этому могут служить раскопки на Палатинском холме, где обнаружены этрусские жилища и предметы быта. Да и много других примеров подтверждающих присутствие на этих территориях народа, который сегодняшняя традиционная история называет этрусками предостаточно. Но о самих этрусках тема отдельной статьи и, наверное, не одной.

Датировка капитолийской волчицы.

Возвращаясь к истории капитолийской скульптуры, обращает на себя внимание один тщательно замалчиваемый факт. Фигурки малышей изготовлены и добавлены к изваянию только в XV веке скульптором А. Поллайоло…

А новейшие исследования обнаружили обличающие факты того, что символ Рима, капитолийская самка волка, не античная этрусская статуя V века до н.э., в чем в свое время нас усилено убеждали историки искусства, а средневековое иваяние. К подобному заключению еще в 2006 году пришла Анна Мария Карруба, специалист по обработке металлов, которая и реставрировала Капитолийскую самку с 1997 года. В ходе исследования, проведенное Анной, было обнаружено, что волчица была изготовлена не по античной технологии (если вкратце, то считается, что этруски вначале отливали статуи по отдельным частям, а потом их спаивали), а по методике более позднего времени, так как скульптура была отлита единовременно и целиком. Но согласно традиционной истории, ни древние греки ни этруски не обладали такой технологией отливки крупных творений из бронзы в единой форме: они делали отдельные части, а потом сваривали их. Как же тут быть? Такой же метод был освоен в Европе только к эпохе Каролингов, то есть к VIII – IX веку, на полторы тысячи позже заявленной ранее дате.

Конечно же, после этого может возникнуть масса вопросов. Но главный все же в том, а откуда вообще берутся такие датировки? В истории искусства приняты так называемые искусствоведческие датировки, по технологиям, которые надо сказать имеют лишь относительное вспомогательное значение. Но тут нужно сделать уточнение, что в принципе любое проставление даты создания Капитолийской волчицы не выражается как основное и независимое. Это косвенное датирование. Как можно утверждать когда она была создана, когда скульптуры с капитолийского холма нет безусловных элементов датирования. Ведь та же датировка по технологии – такая же относительная датировка. Чтобы датировать некий объект по появлению технологий, нам явно нужна установленная шкала технологий, базирующаяся на точной хронологии самого исторического прошлого. И если считается, что появление такой технологии связано с эпохой Каролингов, то автоматом и волчица попадает в эту эпоху. Стоит задаться вопросом, а верно ли датируют саму эпоху Каролингов, а так же метод цельной отливки. Тоже можно сказать и про самих этрусков, но по поводу датировок в истории Ватикана поговорим в следующих статьях из цикла «Рим и Ватикан».

Тут стоит обратить внимание, откуда вообще взялось мнение о создании капитолийской статуи этрусками. А появилось оно, в XVIII веке, когда волчицу с Капитолия обрисовал выдающийся германский искусствовед Иоганн Винкельман. С его подачи это изваяние и стало почитаться как этрусское. Правда в XIX веке гипотезу Винкельмана пробовали оспаривать некоторые ученые, которые и предполагали что статуя более позднее, скорее средневековое произведение, но престиж немецкого ценителя искусства был так высок, что к его воззрению так продолжали и продолжают прислушиваться.

Сотворение же небольших фигурок Ромула и Рема было подтверждено документами и было широко известно, так что никто не оспаривал тот факт, что их изготовил под конц XV века мастер из Флоренции Антонио дель Поллайоло. С этим вынуждены соглашаться и сами деятели истории: статуэтки близнецов реально воплощены в жизнь в период от 1471 до 1509 годов. Так что бесполезно упорно датировать волчицу пятым веком до н.э. Она вернее всего, так же создана между 1471 и 1509 годами вместе со статуэтками близнецов, не за две тысячи лет до них или даже за пятьсот. Деятелям истории стоит отрешиться от устаревшего предположения, что 75-сантиметровое изваяние волчицы сделал этрусский мастер Вулка из Вейи, да еще и около 470 года до н. э.

Грот капитолийской волчицы.

Вы думаете, они так и сделали? Не тут-то было. 20 ноября 2007 года итальянское министерство культуры в первый раз выпустило в свет фото, сделанные при помощи особенной фотокамеры-зонда в древнем храме Капитолийской волчицы, которая, согласно преданию, вскормила детей Марса и родоначальников Рима – Ромула и Рема. Грот- храм, находящийся недалеко от дворца кесаря Августа на Палатинском холме, раскрыли еще в 2001 году, но 2007 году догадка о том, что собственно в этом подземном святилище в древности и почитали близнецов как богов, как и их кормилицу волчицу, неожиданно подтвердилась. Как подтвердилась в сообщении не уточняется, но в свете того что я привел выше можно ответить: так как версия о средневековом происхождении капитолийской статуи облетела все новостные агентства, а волчица та не простая, на ней все здание древней римской истории держится, то и потребовалось срочное подтверждение незыблемости постулата. Теперь пускай утверждают, что статуя волчицы не древняя, главное утвердить древность уже самого культа волчицы.

Пристанище волчицы, грот-храм «луперкале», выглядит как каменное углубление в форме овала, диаметр грота 7,5 метра, высота 9 метров, до некоторых местах облицованный разноцветным мрамором. Стены пристанища украшают морскими раковинами и блклые от времени мозаики. Эти познания были приобретены учеными при помощи фото-зонда, оборудованного видеокамерой. Открытие сделано около стены, окружающей дворец кесаря Августа, между церковью Святой Анастасии и храмом Аполлона. Так же внутри грота расположено мраморное изваяние белого орла, символа древнеримских легионов. Итак заявил министр :»Миф становится реальностью». И действительно с такой чудесной пещерой разве поспорит кто-то с достоверностью сказания о сказочном спасении родоначальников Рима. Вот видите, как мифы становятся реальностью. Так же открытие капитолийской пещеры положит конец дискуссиям о детстве легендарных основателей. К примеру, бытует версия, по которой слово «лупа» обозначало в античности кроме волчицы, еще и распутную женщину. Согласно этой гипотезе вскормила братьев основателей не дикое животное, а заурядная гетера. Ну что же версия как версия, она тоже имеет право на существование. Оказывается, не имеет, все баста, как говорят сами итальянцы, спорам конец, а кто не успел …

Интересно было бы узнать об истории дальнейшей судьбы Анны Марии Карруба, думается, что после таких необдуманных выводов, карьера ее резко пошла в низ, а от раскопов на Палатинском холме ее просто отстранили.

Но если приглядеться к самой капитолийской скульптуре, то она мало похожа на волчицу: она ближе к породистой и ухоженной собаке. Рядом с ней теперь фотографируются и загадывают желания. Рядом с волчицей — пророчицей, существующей якобы уже 25 веков… И этот древний языческий символ при этом преспокойно живет в согласии с находящимся рядом холме символом католической церкви — Ватиканом.

Об истории Ватикана читайте в следующей статье.

Советую всем ознакомится со статьей про булатные ножи, а так же о причинах появления и распространения булатной стали и узорах нанесенных на ножи булатные.

Капитолийская волчицаand22rewРим и Ватикан
День добрый, всем читателям моего блога Proshloeproshlo.ru. Статья в которой тесно переплелась история Ватикана с историей капитолийской волчицы не просто первая в разделе Рим и Ватикан, это вообще первая статья на моем блоге Proshloeproshlo.ru. Так что не судите строго, если что не так пишите, подсказывайте, всегда рад услышать стороннее...