Стоунхендж история легенды. Разгадка тайны Стоунхенджа.

0
3297

В течение долгого времени официальные путеводители по экскурсиям Стоунхенджа полны интересными легендами и мифами, историями и теориями, окружающими самый известный сегодня якобы доисторический памятник в Англии. Но почему-то глянцевые брошюры не рассказывают историю о том, как проводилось систематическое восстановление уникального каменного круга – кромлеха Стоунхенджа на протяжении 20-го века. Это одна из темных и таинственных загадок истории археологии Стоунхенджа, но это и та, правда, о которой предпочитают умалчивать. И о том когда, как и кто построил Стоунхендж или более мягче, воссоздали, как они думали это должно выглядеть, этот знаменитый памятник Великобритании, история, почему то умалчивает об этой тайне.

Этот снимок, на котором работники на месте реставрации в 1901 году случайно попал в прессу и вызвал волну негодования в то время, но об этой истории далекой от легенды редко говорится в официальных путеводителях Стоунхенджа. Столбцы газеты «Times» были полны посланий с жалобами, и требованиями прекратить этот вандализм, но первый этап «восстановления» памятника продолжался, не смотря, ни на что. А некоторые мастистые журналисты, такие как Джон Раскин, даже с пафосом заявляли, что «Восстановление исторического памятника является ложью». Но сами рекострукторы оправдывались, что они пытаются лишь поставить на место один монолит, который якобы упал во время бури. Якобы речь идет лишь об одном камне, а не о систематическом передвижении практически всех камней. И тем не менее, несмотря на сопротивление общественности, макияж Стоунхенджа, будучи тайной за семью печатями, только набирал обороты. И еще большие работы проводились в 1919 – 1920 годах и с 1958 по 1964.

Стоунхендж описание реконструкции. Камни Стоунхенджа.

А это означает, что Стоунхендж, жемчужина в короне наследия промышленности Англии, а не английского наследия истории Великобритании. И многое из того, что посетители видят, приходя сегодня на экскурсии к знаменитому кромлеху, окутанному «тысячелетними» легендами, является не каким-то доисторическим творением, на самом деле насчитывает не более 50 лет. Вот вам и дата когда построили Стоунхендж. Итак, с начала восстановления Стоунхенджа прошло 110 лет. Упавший от урагана менгир выпрямили и усадили на место, да еще и бетоном укрепили. Это в 1901 , еще шесть камней в 1919 и 1920 , еще три камня в 1959 и четыре камня в 1964 . В 1958 также откуда-то откапали каменный жертвенник и повторно монтировали центральные трилитоны.
Кристофер Чиппиндеил, куратор Кембриджского университета Музея археологии и истории Кембриджского университета, и автор книги о Стоунхендже, признается: «Почти все камни были перемещены и стоят в бетоне. Не так много, что мы видим в Стоунхендже не было затронуто».
Итак, с 1901 по 1964 год, все камни Стоунхенджа были перемещены, большая часть каменного круга была восстановлена, причем несогласно, каким либо данным историческим описаниям, основанным хотя бы на старинные рисунки и картинки, а согласно убеждению, что мы сами знаем как лучше. Так что силами команды землекопов и подъемными кранами Великобритании, менгиры были установлены как надо, и трилитоны заняли свое положение, заменили то что не хватало, в общем создали достойный доисторический вид . И то что информация об этой загадочной истории реконструкции отсутствует путеводителях и информационных брошюрах не удивительно, помня какой эффект сообщения об этом имели в обществе. Сообщения же о том, что не только Стоунхендж, но и Эйвбери были почти полностью перестроены в 1920-х вызывают замешательство среди археологов. Английское наследие — опекун памятника, вроде бы даже было готово переписать официальное руководство, которое уточнило бы, что построили в новейшей истории в Стоунхендже. Об этом даже заявлял Дэйв Батчелор, старший археолог Английского наследия, в частности, что он лично готов переписать официальное руководство, так как они не могли это сделать в шестидесятые годы в виду неких политических причин. Вот его слова: «… В 60-х годах было принято решение отказаться от обнародования информации о реставрации камней Стоунхенджа… Но времена изменились, и теперь мы считаем, что это важная часть истории Стоунхенджа и о ней должно быть рассказано».

Тайна Стоунхенджа в Англии.

Но слова так и остались словами, за десять лет после этого заявления в Англии мало что изменилось с тайнами Стоунхенджа. Но действительно переписать путеводитель с рядом уточнений археологических терминов и работ это будет динамит. Но некоторые послабления появились, в частности, путеводитель по истории Стоунхенджа и соседних памятников сообщает, что некое число камней, которыеупали или наклонились, были выпрямлены или вновь возведены. Прогресс и хотя нет всеобъемлющего и всестороннего упоминания о восстановлении в 20 веке, но даже это небольшое уточнение содержит ключ к истинным масштабам восстановления , которые не решаются записать полностью. Брайан Эдвардс, который на основе исследований истории по реконструкции Стоунхенджа, нашел редкие фотографии, как Стоунхендж построили. Ему же и принадлежит идея о том, что так же построили и неподалеку Эйвбери. Он в частности сказал:
» Как только я понял, как много работ было проведено, я был поражен, обнаружив, что практически никто не знает реконструкции Стоунхенджа за последние 100 лет. Я думаю, что если люди хлопочут, чтобы поехать на экскурсию в Стоунхендж, то как минимум они должны знать правдивую историю. А так это как будто Стоунхендж исторически очищен. Слишком долго людей держат в неведении о реставрации Стоунхенджа. Я удивлен, как мало людей знают об этом. Будем надеяться, что ситуация измениться к лучшему в будущем «.
…Миллионы посетителей в год с благоговением поражаются, когда смотрят в далекое прошлое, и восхищаются примитивной технологией и мышечной силой, которая потребовалась для транспортировки огромных монолитов и возвышения их на равнине Солсбери. Они вздыхают, говоря об этом удивительном духовном месте. Как первый в истории человечества компьютер, и его стоячие камни и точные перемычки, которые выстраиваются волшебным и таинственным образом в отношении неба и солнца… Вот она загадка, не требующая разгадки, когда в самой тайне и загадочности суть данного сооружения.
Но тем временем археологический споры разрастаются и приобретают все больший интерес, подогреваемый Брайаном Эдвардсом и местными газетами. А как иначе смотреть на пейзаж двадцатого века, который нам пытаются навязать напоминает о том, что Стоунхендж был таким тысячи лет назад. Но он продукт промышленности, не творение доисторических людей. То, что мы видим, воображая тысячелетия, составляет менее 50 лет.
Картина Джона Констебля

Джон Констебль и его Таинственный Стоунхендж.

Интересно, что та картина, которую написал Джон Констебль и пейзаж, что приветствует сегодняшнего Стоунхендж посетителя совсем не похожи. Почему же картина Джона Констебла, так сильно отличается от сегодняшней картины? Причина в том, что много реставрационных работ имели место между двумя изображениями. И хотя они негде не фиксируются, и сейчас можно поехав в долину Солсбери и внимательно присмотревшись можно увидеть много следов этих работ, хотя и близкое приближение к Стоунхенджу ограничено.
Но рисунок Констебля столь замечательный и свободный от своего времени, да и не только своего показывает во всех красках радуги не мистический, как нам хотят навязать, а настоящий Стоунхендж 1835 года. И это как раз один из тех рисунков, которые от нас хотят спрятать, но именно он проливает свет на многие аспекты того как построили Стоунхендж. Кстати хочется отметить это практически единственное изображение Стоунхенджа, когда ему не было стыдно за свое прошлое, хотя стыдно должно быть конечно не камням, а людям, которые на этом наживаются.
Поэтому более верной надпись под картиной Констебля была: «О, ты, таинственный памятник Стоунхендж стоящий на удаленной и голой пустоши, как много в тебе, не связанного с событиями прошлых веков, и как много связанного с использованием в настоящее время, да окутывает тебя и дальше мрак и тайна, но нам известно какого ты периода.»
Фотографии ясно показывают, восстановительный процесс. Некоторые из них были обнаружены г-ном Чиппендейлом и использованы его книге. Но большинство с тех пор были потеряны.

История Стоунхенджа глазами Английского наследия.

Время от времени энтузиасты пытаются воспроизвести доисторические методы того как построили Стоунхендж, они пытаются тащить 25-тонные каменные столбы и даже умудряются их устанавливать на свои места, этим создавая видимость возможности создания подобного монумента четыре тысячи лет назад. Но эта иллюзия легко развевается после просмотра фотографий реальной реконструкции. Никто в ручную не поднимал и таскал, а бетон делал свое дело. И хотя степень восстановления в основном забыта и замалчивается, в британских СМИ в последнее время все больше дебатов о том, где провести черту между сохранением прошлого и изменением его.
Так Брайан Эдвардс, доктор Университета Западной Англии, изучающий восстановление древних памятников говоря о реконструкции все больше критикует опекуна памятника Английское наследие в вопросе того почему современное вмешательство скрывается от туристов. Нельзя принимать людей, приезжающих в Стоунхендж со всего мира, и не говорить им правды о том, что они видят. Английское наследие говорит, что восстановление памятника, который привлекает 700000 посетителей в год, было сделано в интересах сохранения и обеспечения общественной безопасности. «Стоунхендж, который существует сегодня не какая-то реконструированная подделка», сказал пресс-секретарь Элспет Хендерсон. «Это подлинный доисторический памятник».
Так же утверждается, что современный Стоунхендж состоит из остатков последних кругов памятника построенного между 3000 и 1600 до н.э. Но таким ли был его вид тогда, если и на картине Джона Констебла полутора столетней давности уже другая картина, где большинство менгиров либо стоят косо, либо лежать в траве. Да и фотографии, сделанные в 1900 г. выявляют аналогичные неопрятные сцены.
Английское же наследие пытается уверить, что таким и был исторический вид Стоунхенджа, и как подтверждение свое версии указывает на пробелы, где камни упали или были удалены в течение веков. Типа так и выглядело это место раньше. Но тут возникает следующий закономерный вопрос как так что строение, которое простояло четыре тысячи лет почему- то стало разваливаться именно за последние два столетия. На что естественно внятного ответа нет, лишь попытки объяснить это тем, что раньше здесь, дескать, место было пустынное, никто камни не беспокоил, а из-за туристов все и зашаталось. Нельзя конечно воспринимать такие доводы в серьез, так как по их же версиям место это изначально было сосредоточением большого количества народу. Скорее всего, басенку вроде доисторической древности надо бы укоротить, но сейчас не об этом.
Официальное руководство Английского наследия утверждает, что реставрационные работы не скрываются, в частности там говориться, что все камни были поставлены на свои первоначальные места, и что не добавлялись новые камни. Ну не знаю, все ли туристы и как внимательно читают рекламные буклеты, но гиды уж точно словом об этом не обмолвливаются.

Туризм и экскурсии Стоунхенджа.

Зато в сувенирных магазинах Стоунхенджа торговля всякими памятными штучками идет бойко, да и умных книги хватает, но в них вряд ли что написано о реконструкции, все больше доисторические истории и легенды.
Но многие туристы уже сейчас разочаровываются, так как та таинственность, что создается вокруг Стоуна, рассевается по приезду на место. И то, как штукатурка с камней осыпается, а то и отпадает кусками люди тоже замечают, и им не нравится, что их дурят.
Но Стоунхендж, конечно, раскурченное место, потому и в центре внимания. А вот Эйвбери, что 32 км к северу от Стоунхенджа, менее, но если немного истории, то построил его Александр Кейллер миллионер и любитель древностей в 1930 г. Он просто купил это место, а через некоторое время здесь тоже появился доисторический памятник.
Многие посетители приезжают сюда, чтобы приобщится к далекому прошлому, и конечно это не простой вопрос, но мне кажется, что их далеко не всех волнует, существовало ли это прошлое в реальности. Но как бы там ни было они должны быть в курсе о переделках и проделках хранителей этого прошлого.
Дэвид Батчелор, главный археолог Английского наследия, говорит: «… что представления о степени восстановления соответствующих древних памятников меняются. Некоторые памятники были более серьезно восстановлены. Но мы не думаем, Стоунхендж был реконструирован.» Надеюсь теперь восстановление пойдет только в лучшую сторону, потому что дальше уже не куда. Но и тут он кривит, говоря, что Стоунхендж не причем, свое защищает.
Английское наследие готовится к изменениям, чтобы отразить новое настроение. В частности Хендерсон сказал «Существует растущий интерес в том, как исторические памятники восстановлены. Когда мы обновляем путеводитель в конце этого года, мы постараемся включить больше материала, о том, как реставраторы взаимодействуют с памятником».
Ну и напоследок, Бен Брэдшоу, государственный секретарь по культуре и спорту Великобритании, объявил об инвестировании правительством 10 млн. фунтов стерлингов в развитие центра для посетителей в Стоунхендже.
Так что, какая к черту история, когда на кону такие деньги.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ