Татаро – монгольское иго на Руси. История татаро- монгол и последствия ига.

0
5406
  • Было ли татаро – монгольское иго?
  • Правда и миф про татаро – монгольское иго.
  • Влияние церкви во времена татаро – монгольского ига.
  • Установление татаро — монгольского ига: начало и конец.
  • Причины борьбы с татаро — монгольским игом — правлением.

 

Споры об истории вторжения татаро- монгол и о последствиях их вторжения, так называемого ига, не исчезают, вероятно, не исчезнут никогда. Под влиянием многочисленных критиков, в том числе сторонников Гумелева, в традиционную версию истории России начали вплетаться новые, интересные факты монгольского ига, которые хотелось бы развить. Как все мы помним из школьного курса истории, по-прежнему преобладает точка зрения, которая заключается в следующем:

В первой половине XIII века, Россия была подвергнута нашествию татар, которые пришли в Европу из Центральной Азии, в частности, Китая и Центральной Азии, который они к этому времени уже захватили. Точно известны нашим историкам России даты: 1223 — Битва на Калке, 1237 — падение Рязани, в 1238 — разгром объединенных сил русских князей на берегу реки Сити, в 1240 — падение Киева. Татаро-монгольские войска уничтожили отдельные дружины князей Киевской Руси и подвергли ее чудовищному разгрому. Военная сила татар была так неотразима, что их господство продолжалось в течение двух с половиной веков — вплоть до «Стояния на Угре» в 1480 году, когда последствия ига, в конце концов, были полностью устранены, наступил конец.

250 лет, вот сколько лет, Россия платила дань Орде деньгами и кровью. В 1380 году, Русь впервые с момента вторжения Бату-Хана собрала силы и дала бой татарской Орде на Куликовом поле, в котором Дмитрий Донской победил темника Мамая, но от этого разгрома всем татаро — монголам совсем не произошло, это, так сказать выигранная битва в проигранной войне. Хотя даже традиционная версия русской истории, говорит о том, что татаро — монгол в войске Мамая практически не было, только местные с Дона кочевники и наемники генуэзцы. Кстати, участие генуэзцев, наводит на мысль и участии Ватикана в этом вопросе. Сегодня, в известную версию истории России начали пристраиваться, как бы свежие данные, но предназначенные для того, чтобы добавить достоверности и надежности уже существующей версии. В частности, ведутся широкие обсуждения числа кочевых татаро – монголов, специфики их боевого искусства и оружия.

Установление татаро — монгольского ига: начало и конец.

Тем не менее, всегда существовал, существует и сегодня вопрос, которые не может не прийти на ум, когда вы впервые сталкиваетесь теорией татаро — монгол и с историей «монгольского ига». Почему такая большая и богатая вооруженными силами страна, как Русь, не предприняла до 1380 года ни одной попытки, чтобы избавиться от монголо-татарского господства?

С первых Романовых на этот вопрос ответить просто: «Страх монголо-татарского ига». Этот страх был столь велик, что полностью заморозил стремление к свободе на долгие сто пятьдесят лет. Более того, последствия были настолько обширные, что просто прижились в плоти и крови населения, можно сказать, прямо на генном уровне. Русские якобы по-прежнему исправно продолжали работать на татаро — монгол, и тогда, когда монголо-татары не появились на Руси в течение многих десятилетий. Но стоит уточнить, не появлялись только в Московском княжестве, остальные, же регулярно разоряли.

В традиционной версии русской истории, продолжалось это, пока не появилось «третье поколение» небитых татарами во главе с таким же не битым князем Дмитрием Донским. Что любопытно после распада Монгольской Золотой Орды русские люди никогда больше не показывали патологической застенчивости перед завоевателями, и скорее, проявляли удивительную жестокость и непримиримость в своей борьбе против внешних вторжений. Свидетелями этому, кстати, многие европейцы.

Сегодня, в этой версии страха, как причина подчинения Монгольским Ханам, применяется в несколько модифицированной версии, которая звучит следующим образом:

До Дмитрия Донского и битвы на Куликовом поле не было самой идеи сопротивления Ордынскому правлению. Здесь без комментариев, по той простой причине, что все абсолютно ясно, это же так удобно и все объясняет. На самом деле, это логично и понятно, что большая, богатая страна и вооруженная большой численностью населения, не сопротивляться, потому что просто нет такой идеи, просто, никому за 150 лет такая мысль в голову не приходила .Это заявление, действительно, своего рода откровение или открытие.

И второй вариант, кстати удивительный факт, это потому, что татаро -монголы предполагается были как наказание Божье за грехи наши. В средние века каждый постулат только с именем Бога на устах и в согласии с Его волей. Это вариант может иметь только одного автора, и этот автор православная Церковь. Это означает, что мы должны признать, что православная Церковь намеренно ввела в татаро — духовное иго собственный народ. И тем самым лишались основы любые попытки избавиться от чужеземного монгольского господства. При этом, вся Православная Церковь, в частности, Сергей Радонежский, как единое целое, были наиболее активны и эффективны в оказании прямой поддержки великого князя Дмитрия в борьбе с Татаро — Мамаем. Кроме того, идея кары Божьей полностью поддерживалась русскими князьями, которые не только верно служили монгольской Орде и неоднократно водили свои дружины в походы вместе с монголами, но и состояли с ними в близком кровном родстве. Получается, что»монгольское управление» воспринимается, как тип непреодолимой силы вещей, как какой-то природное явление. Принимая во внимание вышесказанное можно констатировать, что добровольное сто пятидесятилетнее ярмо было чем то возвышенным, данным с выше.

Подводя итоги, мы можем констатировать, что сторонники гипотезы о «каре», обвиняют наших предков сразу в нескольких групповых психических расстройствах, проявляющихся как добровольное принятие такого совершенно неприемлемого для нормального человека явления, как татаро — иностранное господство. Понятие «чужеземное господство» означает некую политическую систему, которая занимается дискриминацией местного населения (аборигенов) на этнической или расовой почве. Кажется, что надо обладать довольно таки субъективным мнением, чтобы так говорить о своих предках.

Правда и миф про татаро – монгольское иго.

Давайте попробуем дать другой ответ на вопрос, почему на Руси не было понятия борьбы и сопротивления Татаро — Ордынскому игу. Чтобы сделать это, я хотел бы предложить метод проверки, которые, на первый взгляд выглядит необычным. Давайте сравним параметры эпохи Монгольского правления и правления знаменитого реформатора Петра Романова.

Татаро — Ордынское иго, даже в традиционной версии русской истории, не меняет политического порядка, которые существовали ранее в России. Они не навязывали Руси законы и администрирование, бюрократия была своя местная, как и до нашествия. Единственные четкие доказательства политического влияния Монгольского Царя были ярлыки на правление княжествами. Но это — лишь определенные руководящие принципы, доказательство существования централизованного государства, не выраженные национальной или государственной идентичностью. Надо отметить, что, самих ярлыков сохранилось очень мало, а на монгольском языке не существует в природе. В принципе, Монгольские Ханы не мешают правит русским князьям, лишь время от времени приходят «восстановить порядок». Строго говоря, внедрили татаро — ордынцы такую внутреннюю политическую стабильность, что даже не препятствовали великим князьям заниматься «собиранием русских земель». Потрясающая монгольская политическая толерантности по отношению к покоренному народу.

Когда пришел Петр Романов, вся политическая система Руси радикально изменилась. Самодержавие была преобразована абсолютизм, или, другими словами, «ограниченная монархия» была заменена на «неограниченную «, или, более точнее, неограниченная полная свобода для Петра и его окружения. Это привело к падению старой системы прав и ценностей. Которую, заменили на бесконечные конфликтные между собой указы, допускающие произвольное толкование действий конкретного человека, в зависимости от капризов «уполномоченных лиц». Следует отметить с сожалением, что это прямые аналогии с комиссарами гражданской войны. Власть широкой части старого дворянства, духовенства и купечества была практически полностью заменена вновь назначенными иностранными должностными лицами. При Петре Романове, призвание иностранных администраторов происходило массовом масштабе. Были почти полностью ликвидированы местные самоуправления и земства. В место этого установили в городах суды и магистраты , так сказать, имперской властью на местах. Петром Романовым была произведена почти полная смена политической власти в стране, и иностранный компонент этой новой власти был, пожалуй, доминирующим.

Причины борьбы с татаро — монгольским игом — правлением.

По традиционной истории Руси монгольские татары получали с захваченной страны «десятину» – в виде материальных ценностей и людей. Вы не можете не признать, что это высокая дань, но и умеренная одновременно. Это фундаментальный принцип монгольского права. У татар даже не было намека на идею, что-то вроде крепостного права. Можно добавить, что большие размеры Монгольского государства оказали очень благотворное влияние на доступность, стабильность и безопасность торговых путей. Неудивительно, что Россия будучи «под монголами», разрослась и разбогатела. Население выросло, строились города и храмы. Стоит подчеркнуть, что это все можно узнать из традиционной истории России. Поэтому, для того, чтобы объяснить, что все же монгольское или татарское иго это очень плохо, нам приводят много примеров похищения населения в плен, угон в неволю лучших ремесленников и мастеров. К сожалению, об этом лишь говорят и не как не доказывают. И все же эти систематические кражи не мешали стране расти и богатеть.

Петр Романов в той же сферы экономических отношений был куда более радикален. Во-первых (и самое главное, наверное) — что, при нем родилось, и было утверждено в виде закона, крепостное право. «Привязанность к земле» — что более является способом проживания Казачьих общин, которые существовали вплоть до ХХ века — была заменена рабовладельческими правами на личность крестьянина. Это принципиальная разница. Это было введение крепостного права в тогдашней западноевропейской модели. Возникла каста рабовладельцев, которые также в значительной степени состояли из иностранцев. Известно, что окончательная форма крепостного права, была введена другой, не менее важной, чем Петр Романов самодержавицей — Екатериной II.

Введение крепостного права – по сути рабства – имело сильные моральные и этические последствия для Руси, зарождению глубоких предрассудков в сознании масс. Рабство было делегировано в промышленность, где уровень смертности среди «людей труда» был просто пугающий. Колоссальный фонд царских земель перешел в собственность частного дворянства, точнее «новой знати», так как ряды «старой знати» — боярства понесли существенные потери. Юридическое понятие налогов, в буквальном смысле потеряли свое значение, происходило примерно тоже, что и при военном коммунизме – продразверстка — а по сути, злоупотребляя служебным положением, просто грабили.

Старое купечество было разорено и частично уничтожено физически. Многие из торговых преимуществ оказались в руках иностранцев. Вполне естественно, когда Петр Романов ломал строй это потребовало жертв, и число жителей страны значительно сократилась. Это последнее обстоятельство можно считать как наиболее заметные и понятные последствия экономических реформ Петра Великого.

Влияние церкви во времена татаро – монгольского ига.

А теперь сравним отношения монгольских татар времен ига и Петра Романова с русской православной Церковью. Монголами были созданы для православной Церкви самые льготные условия. Церковь не только освобождена от всех налогов и сборов. Население которое принадлежит к Церкви, даже включено в общую перепись. Любое вторжение на территорию церкви, подлежало строгому наказанию. С другой стороны, у Хана в ставке всегда были православные священники высокого ранга. Картина, не правда ли похожа на утопию. И это иго?

Что касается Петра, его преследование Церкви и священников колоссально по своим масштабам. Ликвидация Патриаршества, политической и экономической независимости Церкви, масштабный захват земель и собственности церкви, подчинение Церкви государственным чиновникам, страшные смерти старообрядцев, продолжать? Даже это не полный список иным образом, как катастрофа трудно назвать. Однако, подрываются не только основы Церкви, как организации, подрывается система ценностей, которая была основана на православии.

Под видом протестантства страна была атакована чрезвычайно агрессивной и революционной идеологией, в которой несколько хороших общественных целей оправдывают любые средства, но на самом деле тут слабо покрыт только голый материальный интерес и стремление к абсолютной власти. Православные каноны и правила, ограничивали всех, и даже императора. И естественно все, что мешало абсолютизму, было значительно, подорвано и ослаблено. Эта тема является очень сложной и многогранной, и, несомненно, нуждается в глубоких исследованиях, но необходимо избежать идеализации и передергивания.

Мы могли бы продолжить делать сравнения, например, в области культуры, языка и обычаев. Однако приведенные выше примеры является достаточными, чтобы сформулировать ответ на вопрос: почему до Дмитрия Донского не было понятия сопротивления игу. Кажется, что ответ довольно очевиден: по сравнению с временами Петра Первого «Монгольское иго» — это просто «Золотой век!» Идеи о сопротивлении не было по той простой причине, что не было нужды сопротивляться. В период ига — правления Монголов в стране, социально-экономическая система была довольно гармонична и удобна для общественности. Поэтому никто не мог подумать о том, чтобы сопротивляться игу.

Следует отметить, что и традиционная история предполагает достаточно, и даже сверх того доказательств серьезного монгольского насилия. В любом учебнике или книге вы найдете много «доказательств» описывающих ужасы татаро –ордынской оккупации это:

  • постоянные рейды Татар на Русь,
  • разрушение и сожжение городов,
  • похищение и угон мастеров в Золотую Орду,
  • массовые захваты рабов и торговли.

Результаты, конечно, имели катастрофические последствия для Руси: падение численности населения городов, резкий упадок в развитии культурного и экономического развития.

Было ли татаро – монгольское иго?

Однако в связи с этим необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, версия о чрезвычайно зверских налетах и рабстве находится в явном противоречии с очень либеральным оккупационным режимом Татаро – Ордынских Ханов. В самом деле, не понятно, почему Монгольским Ханам, быть столь безжалостными в ходе рейдов, и превращаться демократических правителей в целях установления основных принципов управления Улусом — Русью.

С одной стороны — отказ от собственной администрации, очень умеренные налоги и все возможные удобства для православной Церкви, с другой — нашествия, которые шокируют своим варварством. Тут либо атаки бандитов с целью занятия имущества, рабов и возврат на свои кочевья, из-за невозможности нанести решающее поражение армии государства, территория которого была подвергнута рейдерской атаке, или же полное уничтожение вооруженных сил государства и установление оккупационного режима. Совершенно бессмысленно делать единственный набег для татаро – ордынцев на страну, которая итак уже полностью захвачена и платит дань. Это так же, как воровать у себя.

Гораздо более разумным выглядит ввести свою собственную администрацию для постоянного мониторинга всех ресурсов оккупированной территории, например, так было при колонизации Азии, Америки и Африки, чем каждый раз устраивать очередные «мини-вторжения», обнаруживая, при этом патологическую жестокость. Этот очень странный симбиоз Монголо-татарского ига: полной завоевания Руси и набеги это — уникальное и беспрецедентное явление в достоверной истории Руси (за последние четыре столетия) и даже мира.

Во- вторых, нечего сказать, но все эти рейдерские нападения татаро — монгол, а также основное нашествие Батыя подтверждены, лишь голословно, но слабо доказательно и, по сути, необоснованно. Ни археологических, ни антропологических аргументов в пользу монгольского угнетения во времена ига не найти.

Если речь идет о Петре Романове, его реформы — вероятно, эхо гигантской российско-европейской гражданской войны, которая была в разгаре после падения Великой Монгольской империи на всем континенте с небольшими перерывами, со второй половины XVI до конца XVII века, и в настоящее время известна нам, как много отдельных и не имеющих ничего общего друг с другом войн: Тридцатилетняя война, Английская революция и гражданская война, война во Франции с гугенотами. Эти войны характерны необычайной жестокостью, падением старых законов и ценностей, тиранией и анархией.

Идея о том, что Петр узнал и проникся уважением к богатой культурой Европе – больше похожа на миф, написанный реформаторами, как оправдание неслыханной цене, которую пришлось заплатить России за преобразования.

Как это было перед ней в европейских странах, в которых была Реформация.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ