Ятаганы янычар.

1
2264

Доброго дня всем гостям блога Proshloeproshlo.ru. Сегодняшняя статья посвященная ятаганам янычар попадает сразу в два раздела:это уже существующий Стамбул- Константинополь, к которому янычары относятся как бы естественно — традиционно, так и новый раздел Казаки, к которым янычары казалось бы не имеют никакого отношения, но по завершению прочтения этой статьи, я думаю, что смогу убедить вас в обратном.

Янычары- орден Бекбаши.
Танец белых... янычар

История янычар показывает, что они были не простым войском, и даже гвардией султана, а религиозным войском. Они входили в Орден Бекташи, были посвященные в таинства религиозных ритуалов, и их ятаганы, надо полагать, тоже имеет сакральный характер. Хотя наверно удивительно, что именно в янычарской символике сохранилось воспоминание об отрубленной правой кисти Христа.

История янычар крайне занимательна. Поздние историки начали рассуждать так: «Янычары стали символом жестокости, их имя обросло ужасными легендами, а страшная судьба потрясла даже их врагов». Многочисленные старинные источники по истории сообщают, что янычар набирали из славян. Практически сразу войско янычар заняло чрезвычайно видное место в турецком обществе: почти шесть веков янычары были не просто ядром турецкого войска, но даже в какой-то степени символом Турции. Дети славян набираются не в ходе войны из пленных, а среди христианских подданных Османской империи. Янычарский корпус, вероятнее всего, задумывался как религиозное орденское войско. Но то, что набор в янычары производился из славянских мальчиков, заставляет задуматься.

Янычары, фактически слитые с Орденом Бекташи, были одновременно и мусульманами и христианами. Из истории нам известно, что Орден Бекташи, его учение и традиции представляли собой затейливую смесь христианства и ислама. Они верили в Иисуса Христа и Троицу, заключающуюся в Аллахе, Мухамеде и Али, причащались хлебом и вином, исповедовались. Орденским символом для янычар стал головной убор — кече. Ценился и почитался он чрезвычайно. Подчас сами султаны появлялись во время церемоний в янычарской шапке, а когда кече украсили богатой золотой вышивкой, он стал убором султанов и уважаемых лиц. Во время некоторых походов шахи Османской империи превращали ускюф (околыш кече) в султанскую корону. Своего особого положения янычары достигли благодаря тому, что создавались не только как личная гвардия султана, ядро турецкой армии, но и как войско религиозного ордена.

Вероятнее всего, что мысль о создании янычар была подсказана не только военной, но также идеологической необходимостью, и корпус сразу появился как орденское- ордынское войско. Совершенно очевидно, что командиры янычар не просто тесно смыкались с высшими государственными учреждениями Турции, такими как Диван, но и сами входили в его состав. Часто Великими Визирями становились ага — командиры янычар. Все это говорит об элитарности этого воинского соединения, о необычном месте, которое оно занимало среди прочих войск Османской империи.

Вероятнее всего, что стрелецкие части, появившиеся в России в 1550 г., в обмундировании использовали в качестве прообраза форму янычар. Так называемые «венгерские кафтаны», бывшие в моде в России, Венгрии, Польше, скорее напоминают турецкие одеяния, нежели кафтаны, употребляемые в странах Западной Европы.

В этом вновь видны на признаки прежней общности Руси-Орды и Османии- Атамании. И стрельцы, и янычары одевались примерно одинаково, по старой русско-ордынской традиции. Она же — атаманская (османская), казацкая. Ведь еще в эпоху XIV-XVI веков существовала единая Великая Монгольская Империя, чем и объясняется общность многих обычаев и одеяний.

Янычары были, в частности, телохранителями султана. Теперь небольшое отступление в сторону. Византийского императора Андроника охраняли Ангелы. Так именовали людей из знатного рода Ангелов, некоторое время правившего в Царь- Граде. Впрочем, некоторые Ангелы перешли в стан врагов Андроника. Так вот, очень интересно, что русского царя тоже охраняли Ангелы. Вот пример: в мае 1678 года прибыло в Москву польское посольство. Прием отличался необычайной пышностью. Блестящие ряды бояр в их роскошных нарядах, красивые рынды, стрельцы в их разноцветных кафтанах, — все это производило сильное впечатление на иностранцев. На этот раз особенно поразили их своим видом конные жильцы. Это были царские телохранители на белых прекрасных конях, одетые в красное платье, с крыльями, приделанными сзади. Телохранитель с крыльями за спиной, ясное дело, символизировал Ангела, охраняющего русского царя. И вновь видим следы общности обычаев на Руси и в Османии- Атамании, даже в XVII веке, уже при Романовых, старавшихся быстрее порвать с ордынским прошлым, некоторые старые церемониалы все еще были живы.

Орта — Орда корпус янычар.

Но вернемся к янычарам. Основным подразделением янычарского корпуса была Орта, что почти идентично слову орда. Всего их было 101. Некоторые орты были привилегированными. Эти орты имели свои названия и свои функции, а прочие орты отличались лишь номерами и несли обычную солдатскую службу. Мы видим, что янычары были организованы в орды-орты. Точно так же, как и казаки в Руси-Орде объединялись в различные Орды. Кстати, слово ОРДА или АРТА произошло, скорее всего, от русского слова РАТЬ. На эмблеме знамени одного из янычарских орт- орд христианский крест. Причем основание креста раздвоено. Возникает впечатление, как будто крест стоит на каком-то возвышении. Так условно могли изображать крест, возвышающийся на горе, поскольку Христа распяли на Голгофе.

Одновременно, этот же символ является, как нам говорят, условным изображением мусульманского раздвоенного ятагана — меча Зульфикар. То есть опять-таки христианского кресте, символизировавшего распятие Иисуса. На знамени янычар меч Зульфикар два раза представлен в виде хорошо известного христианского «процветшего креста». Таких «процветших крестов» на Руси было и остается очень много.

На других янычарских знаменах, то есть тех, которые сегодня считается мусульманскими, изображены Рыбы — известный символ Иисуса Христа. Рыбы, по-гречески ИХТИС, это — широко распространенная средневековая анаграмма Христа — Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Получается, что янычары шли в бой под знаменем Христа. Никакого противоречия на самом деле здесь нет, скорее всего в ту эпоху магометанство еще не выделилось окончательно из христианства. Таким образом, в символике янычар совершенно явственно звучат христианские мотивы.

Итак, и без того яркая картина еще более проясняется. Согласно новой хронологии, Османская = Атаманская Империя была создана ордынскими казаками, вышедшими из Руси-Орды (библейского Израиля) на покорение земли обетованной в XV веке. В войске, естественно, было много славян и тюрок. Поэтому казаки-ордынцы оказали заметное влияние не только на состав отборного войска османов = атаманов, но и составляли высшую знать Империи, из которой избирался султан и его двор. Неудивительно, что султан с гордостью носил янычарский кече, то есть фактически ордынский головной убор.

Получается, что янычары являются одними из наследников ордена- орды крестоносцев, то есть «Христоносцев» XIII века. То есть участников Крестовых Походов на Царь- Град = евангельский Иерусалим. В память об этой Троянской войне XIII века были, потом учреждены, например, «античные» гладиаторские игры, они же — средневековые рыцарские турниры. А также были созданы Олимпийские Игры. На средневековых гравюрах, изображающих Троянскую войну, обстановка типичного средневековая: тяжелые латы рыцарей, вид крепостных башен, одеяния прекрасных дам. Художник все понимал правильно. Он рисовал эпоху XIII века н.э., а не «до н.э.».

Вплоть до девятнадцатого века янычары занимали выдающееся положение в османском, а потом турецком обществе. Однако в 1826 году янычар вырезали. Как мы уже говорили, в эту эпоху усилия Западной Европы окончательно оторвать Турцию от России и переориентировать султанов на Запад, увенчались успехом. Однако свирепые янычары мешали этому «движению к цивилизации», сохраняли память о прежнем единстве с Русью. Пришлось янычар коварно перебить. Заодно уничтожили связанные с янычарским орденом документы, обычаи, янычарские знамена. Вытирали память о прошлом.

Ятаганы кривая сабля янычар.

Задержимся теперь на интересном сюжете из истории османского = атаманского оружия. Все слышали про знаменитые ятаганы эти кривые сабли янычар. Как правило, ятаганы привлекают очень большое внимание как очень экзотическое оружие. Это оружие до сих пор ставит перед исследователем больше вопросов, нежели дает ответов. Ятаганы в Турции были прерогативой янычар. Будучи серьезной и неконтролируемой силой, они были опасны для жителей городов, где стояли гарнизоны янычар. Из-за этого в XVII веке янычарам было запрещено выходить из орта — орды с ятаганами. Ятаган, представляет из себя, длинный нож длиной до 70 см, выгнутый в виде бычьего рога и имеет лезвие не как обычные сабли, а с вогнутой стороны. Головка рукояти ятагана имеет вид сустава берцовой кости.

Отмечается необычность, уникальность формы рукояти ятагана. Оказывается, с ятаганами связана историческая загадка. Дело в том, что впервые ятаганы появились, как считается, в «античнейшей» Греции, после чего пропали, якобы, на много-много столетий. А потом, дескать, «снова возродились», — на сей раз в Османии=Атамании, практически в своем первозданном «старинном» виде. Историки напряженно гадают — как же такое могло произойти после «пропасти забвения», через несколько тысячелетий?

Пишут, что самый древний аналог ятагана был найден в Древней Греции. Из- за специфической формы рукояти ятагана, при археологических раскопках на острове Крит могильнике XII в. до нашей эры был обнаружен похожий на ятаган нож предназначенный жертвоприношениям. Его рукоять аналогична рукояти ятагана, то есть также имеют вид берцовой кости. Но то, что в XVIII веке у турецких янычар появляются ятаганы с рукоятью, повторяющей рукоять ножа древних жрецов, вызывает вопросы преемственности. Так как хоть и в этих же местах, но использовались эти жреческие ножи почти тридцать столетий до этого. Конечно, можно говорить о некой «генетической» памяти пронесшей эти знания через тридцать веков, но историки пошли по другому пути, а именно поиска других аналогов ятагану в истории. И конечно же нашли и у древней согдийских культуры, и среди ножей Боспорского царства, не менее древнего. НО практически такую же рукоять, как и у ятагана обнаружили на шашках кавказцев, но это уже извините, эпоха того же времени что и ятагана, только место другое, и вряд ли позволяет говорить о некой преемственности, скорее лишь о распространенности ареала ятагана. Здесь хочется отметить, что и ятаган, и шашка в на своих языках значат длинный нож. Итак нам сообщают, что ятаганы использовались в глубочайшей древности. Потом были забыты, и вновь ятаганы возродились лишь в эпоху XVI — XVIII веков. Причем как в Турции, так и на Кавказе.

На самом деле никакой загадки тут нет. И «Древняя» Греция, и «Древняя» Согдея, и «Древнее» Боспорское царство, являются всего лишь фантомными отражениями отдельных провинций Великой Монгольской Империи XIV —XVII веков. Поэтому в провинциях этих и были в ходу средневековые ятаганы. Как и на Кавказе, примерно в то же время. Причем, что головка рукояти турецкого ятагана, головки рукоятей кавказских шашек, это практически одна и та же форма. Да и название у них одинаковое что шашка что ятаган это длинный ножи.

Это очередные «фокусы» скалигеровской хронологии, искусственно оторвавшей друг от друга объекты одной эпохи и единой воинской культуры. Часть средневекового ятаганов историки ошибочно «отправили» в глубочайшее прошлое, а другую практически те же ятаганы оставили на своем исходном хронологическом месте. После чего начали «искренне удивляться» — как, дескать, смогла выжить сквозь толщу веков такая уникальная форма рукоятей ятаганов? Начались глубокомысленные рассуждения: «работала» ли тут генетическая память, или какая другая.

Еще немного хочется упомянуть о Кече — головном уборе янычар и султанов. Практически тот же убор и, в общем, под тем же названием, был широко известен на Руси. Я имею в виду Кику или Кичку. Кика, кичка, кичопка (почти как кепочка) — женский средневековый головной убор с рогами, род повойника (практически косынка или платок, от повязывать). Так же слово близко к кокошнику, надеваемый на молодую после венца. Между прочим, русское слово кичиться, то есть подчеркнуто гордиться, выставлять напоказ, тоже, вероятно, связано с почетной Кикой или Кече. Звуки К и Ч могли переходить друг в друга.

Кисть правой руки на знаменах янычар.

Символика на знаменах янычар разнообразна. Это были символы Орта Орды, которые не только помещались на знаменах янычар, но также вывешивались над ворогами орта и татуировались на руках и на ногах янычар. Очень часто на знаменах янычар и вообще на османских и турецких знаменах вплоть до XVIII века можно встретить пянджу — изображение кисти правой руки. Неизвестно, чем вызвано появление этого знака на знамени янычар, тем более что порой он имеет весьма кустарный вид, а порой воспринимается как случайное загрязнение.

Может быть, пянджа служила имитацией тугры. Тугра — сложное каллиграфическое переплетение, отдаленно напоминающее изображение руки. Сегодня историки не знают — откуда и когда взялся такой символ, Например, строят туманные гипотезы, будто этот знак хранит память об отпечатке руки султана Мурада. Якобы в 1362 г. султан Мурад, будучи неграмотным, когда возникла необходимость подписать международный договор, окунул руку в чернила и приложил к документу. Визирь окружил «подпись» перечислением всех титулов султана. Но есть и другое упоминание, что султан Магомет II верхом въехал в собор святой Софии в самый день взятия Константинополя по грудам трупов, и будто бы он оперся окровавленной рукой на одну колонну. Сегодня этот «отпечаток кисти руки» Магомета II демонстрирую туристам в храме святой Софии. Огромная мраморная колонна расположена в правой части храма, в его глубине, вдали от главного входа. Изображение пятерни сделано на высоте примерно десяти метров от пола. Это объясняют тем, что погибших было настолько много, что когда уставший Магомет Завоеватель оперся рукой о колонну, оказалось, что его кисть коснулась мрамора на большой высоте. Традиционно тугра повторяла форму руки, а так как изменялось лишь имя султана, то форма тугры оставалась неизменной. Может быть, первоначально тугра действительно имела форму ладони султана Мурада или Магомет II. Но с течением времени это сходство размылось и утратилось. Не исключено, что пянджа имела еще и ритуальное значение. По свидетельству А.С. Пушкина, который в «Путешествии в Арзрум» писал о том, что янычары имеют обыкновение, омочив руку в крови, отпечатлевать ее на знаменах.

Что любопытно, но та же кисть руки присутствует не только на знаменах янычар, а также на воинских штандартах «античных» легионов Рима и символ этот христианский — окровавленная кисть правой руки Христа. Тут и проявляется смешанный характер веры янычар, где были и христиане и магометане. Но потом о происхождении этой символики было забыто и разные летописцы стали вспоминать в связи с этим-то султана Магомета II, то султана Мурада, то просто говорили о ритуальном, священном смысле окровавленной пятерни на знаменах Пророка Магомета.

И напоследок, еще одна характерная черта янычар. Они носили длинные усы и брили бороды, что не свойственно мусульманам, и этим они еще больше были похожи на казаков, кем они изначально и являлись.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. У монголов до сих пор денежная единица тугрик.

Comments are closed.