Федеральный закон от 17.06.2021 г. № 150-ФЗ

Приветствуем Вас, уважаемый посетитель! Ниже описана тема Федеральный закон от 17.06.2021 г. № 150-ФЗ. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи! Надеемся, что сможем решить Вашу проблему

Федеральный закон от 17.06.2021 г. № 150-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон 
«О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

Принят Государственной Думой                              30 мая 2021 года

Одобрен Советом Федерации                                   11 июня 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4017; 2013, № 30, ст. 4083; 2014, № 52, ст. 7558; 2016, № 27, ст. 4294; 2017, № 31, ст. 4766; 2018, № 53, ст. 8464) следующие изменения:

1) статью 35 дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Кадастровые работы могут выполняться кадастровым инженером, являющимся работником юридического лица, на основании трудового договора в случае, если кадастровые работы выполняются для собственных нужд такого юридического лица. При этом заключение предусмотренного частью 1 настоящей статьи договора подряда не требуется.»;

2) в статье 421:

а) в части 1:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 настоящей статьи;»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.»;

б) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В случае выявления расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ земельных участков, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, устанавливающие или подтверждающие право пользования земельным участком, в том числе на условиях сервитута, либо иные документы, допускающие в соответствии с земельным законодательством использование земельных участков без предоставления или установления сервитута, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы, исполнитель комплексных кадастровых работ направляет сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке) заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Форма сведений о выявленных объектах, направляемых заказчику комплексных кадастровых работ и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.»;

в) часть 5 дополнить пунктами 3 — 6 следующего содержания:

«3) земельных участков, являющихся предметом договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

4) земельных участков, являющихся предметом договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

5) земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном развитии по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

6) земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.»;

г) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Комплексные кадастровые работы выполняются с учетом следующих особенностей:

1) в отношении земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами общего пользования и другими объектами (территориями) общего пользования, и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории;

2) в отношении земельных участков, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких земельных участков предусмотрено проектом межевания земельного участка или земельных участков, утвержденным в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

3) в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);

4) в отношении лесных участков комплексные кадастровые работы выполняются только в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено утвержденной в порядке, установленном лесным законодательством, проектной документацией лесных участков;

5) в отношении занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов) и не указанных в пунктах 1 — 4 настоящей части земельных участков, расположенных в границах территории, применительно к которой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, утвержден проект межевания территории, если образование таких земельных участков предусмотрено данным проектом межевания территории, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с данным проектом межевания территории.»;

3) в статье 426:

а) в части 2:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости (далее — адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя), если указанные лица являются правообладателями объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) представляет заказчику комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, для его рассмотрения и утверждения, а также сведения об указанных в части 41 статьи 421 настоящего Федерального закона выявленных объектах, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, предусмотренную частью 4 статьи 428 настоящего Федерального закона, при наличии таких сведений и (или) информации;»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.»;

в) в части 4 третье предложение изложить в следующей редакции: «Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении указанных объектов недвижимости, а также заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, для внесения сведений об этих объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».», дополнить предложением следующего содержания: «В подтверждение получения указанных документов исполнитель комплексных кадастровых работ выдает правообладателю земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства расписку с указанием перечня документов и даты их получения исполнителем комплексных кадастровых работ.»;

г) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются комплексные кадастровые работы, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района, орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», направляют заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». После внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы.»;

д) дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:

«7. По требованию правообладателя объекта недвижимости, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, кадастровый инженер, непосредственно выполняющий данные комплексные кадастровые работы, в целях подтверждения полномочий на их выполнение обязан представить такому правообладателю следующие документы:

1) заверенную индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона, копию государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение данных работ;

2) справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер, непосредственно выполняющий комплексные кадастровые работы, является работником юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на выполнение данных работ, либо документ, подтверждающий факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или копию такого документа;

3) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность кадастрового инженера.

8. Заказчик комплексных кадастровых работ по результатам рассмотрения представленного исполнителем комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории утверждает карту-план территории и в срок не более трех рабочих дней со дня ее утверждения направляет карту-план территории в орган регистрации прав в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».»;

4) в статье 427:

а) в части 1:

в пункте 3 слова «органа регистрации прав,» исключить;

пункт 6 дополнить словами «и отображения сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ на кадастровых картах, в том числе публичных кадастровых картах»;

б) часть 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) информация о том, что правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении указанных объектов недвижимости, а также заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, для внесения сведений об указанных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном частями 5 — 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также сведения об адресе правообладателя и (или) об адресе электронной почты правообладателя.»;

в) в части 6:

в абзаце первом второе предложение изложить в следующей редакции: «В отношении объектов недвижимости, которые расположены на территории выполнения комплексных кадастровых работ, считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, заинтересованные лица вправе предоставить заверенные в установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости.»;

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости с приложением полученных от указанных в настоящей части лиц копий документов, заверенных в установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке и устанавливающих или подтверждающих права на объекты недвижимости, которые расположены на территории выполнения комплексных кадастровых работ, считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимости, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, — до дня начала разработки проекта карты-плана территории;»;

в пункте 2 слова «заявление об учете адреса правообладателя» заменить словами «заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе правообладателя и (или) адресе электронной почты правообладателя»;

5) в статье 428:

а) части 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Уточнение местоположения границ земельных участков при

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2021 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2021 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2021 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2021 году бесплатно».

Таким образом, с сентября 2021 года Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.

О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2021».

Что изменилось с принятием поправок?

Федеральный закон № 150-ФЗ от 17.06.2021 года «О внесении изменений в ФЗ «О кадастровой деятельности» и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнил порядок проведения комплексных кадастровых работ (далее – ККР). А именно:

  • Дополнил правила уточнения границ участков при проведении комплексных кадастровых работ (ч.1 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).
  • Установил порядок определения границ участка для случаев, когда фактическая площадь земли больше площади, заявленной в документах на предельный минимальный размер участка или на 10% ( ч.4 ст.42.8 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»).

В заключении

Государство заинтересовано во взимании налога с граждан, а как следствие оно заинтересовано и в том, чтобы у граждан было больше возможностей узаконить неоформленную землю. Новый закон позволит владельцам участков легализовать выявленные у них земельные излишки, которые они так давно используют, но до сих пор не могут зарегистрировать.
Теперь у россиян появился еще один неплохой шанс увеличить свой земельный участок
. Главное – это правильно соблюсти все условия, ну и дождаться, чтобы принадлежащая им земля попала под проведение комплексных кадастровых работ.

Подписывайтесь на нашу рассылку

Два раза в месяц мы будем присылать вам интересные статьи. В любой момент вы сможете легко отписаться от нее.

Читайте также

Зачем уточнять границы и площадь земельного участка? Как это сделать?

Мар, 2018

Вы являетесь счастливым обладателем земельного участка и имеете на руках свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН? К сожалению, […]

Читать полностью…

Как исправить реестровую ошибку при наложении границ земельных участков

Апр, 2018

В связи с тем, что ранее земельные участки выдавались без привязки к точным координатам, в настоящее время встречается множество случаев […]

Читать полностью…

Какие строения нужно регистрировать

Май, 2018

У заказчиков нашего кадастрового бюро часто возникает вопрос: какие строения на их земельном участке подлежат регистрации, а какие регистрировать не […]

Читать полностью…

Кадастровый инженер. Кто он на самом деле?

Фев, 2021

Действующим законодательством предусмотрено, что акты обследования, технические и межевые планы составляет кадастровый инженер, так как он является техническим специалистом. Но, […]

Читать полностью…

Как получить выписку из ЕГРН

Фев, 2021

Законодательством РФ установлено, что все информационные материалы о зарегистрированной недвижимости собираются в специальном государственном списке — Едином государственном реестре недвижимости. […]

Читать полностью…

Как получить землю у государства для строительства дома или ведения личного подсобного хозяйства

Июн, 2018

Государство каждому россиянину дает право стать землевладельцем, построить дом на участке и заняться подсобным хозяйством. Если вы мечтаете о спокойной […]

Читать полностью…

Как правильно разделить или объединить земельные участки в Московской области

Июл, 2018

Советы по разделению и объединению земель дает главный инженер Центрального кадастрового бюро Константин Игнатьев. Раздел земельного участка. Представьте ситуацию: вам […]

Читать полностью…

Межевание земельных участков многоквартирных домов необходимо всем москвичам!

Июл, 2018

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что нужно межевать землю под многоквартирным домом, в котором вы живете, и его прилегающую территорию […]

Читать полностью…

Как правильно прирезать кусок земли по новому закону?

Половина земельных участков были образованы еще в советское время. С тех пор их площадь и границы значительно изменились. Владельцы земли перенесли заборы, захватили лишние сотки, но никак их не узаконили.

Итак, если вы решили воспользоваться правом оформить землю по новому закону (№150-ФЗ от 17.06.2021 г.), то вам необходимо иметь ввиду следующее:

1. Бесплатно увеличить участок на 10% возможно только в ходе проведения комплексных кадастровых работ и никак иначе! Комплексные кадастровые работы выполняют кадастровые инженеры по заданию органов государственной власти – местной администрации. Это крупные, полномасштабные работы на основании госконтракта и за счет государственного бюджета. Трудность состоит в том, что заказать такие работы только для своего участка собственник не может. Следовательно, чтобы прирезать часть земли, необходимо ждать, когда местные власти будут проводить комплексные кадастровые работы на вашей территории. Об этих работах граждан оповещают заранее.

Важно! Все нововведения коснулись порядка проведения комплексных кадастровых работ и не затрагивают работы по уточнению границ на единичных, отдельно взятых участках.

* Есть другой способ увеличить площадь своего земельного участка за счет так называемой прирезки. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье «Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность».

2. Если комплексные кадастровые работы все же были проведены и в результате был выявлен участок, самовольно занятый вами, то нужно учесть следующее. Чтобы оформить эту землю собственник должен доказать документально, что границы его участка существует 15 и более лет. Границы участка должны быть закреплены на местности с помощью объектов природного или искусственного происхождения (забор и т.п.). Без этого легализовать свое право на дополнительную землю не получится.

Важно! Срок фактического использования земли, которую планируется присоединить, должен составлять минимум 15 лет и доказан официальными документами.

3. Увеличить свой участок можно не более, чем на предельный минимальный размер. Этот параметр устанавливает местная администрация индивидуально для каждого региона. Также прирезка не должна составлять более, чем 10 % от основной площади участка. Иначе вы получите отказ в оформлении земли. Осуществить прирезку до 10% от его площади можно будет абсолютно бесплатно. А вот что делать, если площадь присвоенной земли окажется больше установленных норм, будет решать местная администрация. Вариантов не много – вам либо предложат выкупить оставшуюся часть, либо урежут площадь и попросят перенести забор.

Площадь прирезки не должна превышать предельный минимальный размер и быть не более 10 % от основной площади участка.

4. Еще одно важное условие, которое нужно учесть при оформлении прирезки – это согласие всех смежных землепользователей. Т.е. перераспределение земли должно быть согласовано с соседями. Именно факт несогласия со стороны соседей, которые тоже претендуют на эти земли, может стать камнем преткновения в оформлении прирезки к участку.

Прирезка возможна за счет муниципальных земель, а не за счет уменьшения участка соседа.

Другие изменения

В документе можно найти и другую полезную информацию, вступившую в силу в 2021 году. Например, критерии определения различий между жилым и дачным домиком. А также нормы, согласно которым, дачный домик может признаваться жилым.

Здесь же, в статье 3, указано, что если кадастровые работы запланированы и утверждены региональными властями до момента вступления в силу №150-ФЗ, тогда они проводятся на основании положений, предшествующих изменениям, внесённым этим документом. А в статье 4 указан срок его вступления в силу: через 90 дней после его опубликования.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Консультация. Звонок бесплатный
8 (800) 350-34-85

Adblock
detector

Исправление ошибок, внесённых в ЕГРН

Все вопросы, касающиеся допущения и обнаружения кадастровой ошибки, регулируются статьёй 61 Закона 218-ФЗ. Она также дополнена рядом положений статьи 2 №150-ФЗ.

Кадастровую ошибку принято теперь именовать реестровой ошибкой. Кроме того, таковой она считается только в том случае, если из-за неё происходит наложение границ участков. Если границы смежных земельных участков не пересекаются, то на основании заявления кадастрового инженера их местоположение изменяется простым внесением в Росреестр новых координат поворотных точек.

Новые сведения требуется внести в Росреестр по истечении трёх месяцев со дня обнаружения данных несоответствий после тщательной проверки и подготовки кадастровой документации. Если все документы подготовлены, но правообладатель участка не предоставил заявление о внесении изменений, новые сведения вносятся без его участия. Но если правообладатель подал в Росреестр заявление о продлении срока внесения новых сведений, то на этом основании срок может продлиться на 3 месяца.

Кроме координат поворотных точек границ земельного участка, подлежащих изменениям, в Росреестр вносятся:

  • границы поворотных точек смежных участков;
  • координаты зданий и сооружений;
  • координаты объектов незавершённого строительства.

Кадастровый инженер, исполнитель комплексных работ вправе запросить любые необходимые сведения о правообладателях земельных участков из Росреестра. Если в Росреестре данные сведения отсутствуют, он вправе запросить их в других учреждениях, используя как бумажные, так и электронные носители.

Порядок уточнения границ

Все вопросы, касающиеся уточнения границ участков, рассматриваются в статьях 1 и 2 Закона №150-ФЗ. Здесь указывается, что все капитальные строения, относящиеся к общему пользованию, должны располагаться на участках, границы которого установлены проектом межевания, согласно нормам ГрК РФ.

Границы земельного участка для участков сельхозназначения устанавливаются, согласно нормам закона, принятого 24.07.02 под №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кадастровые работы в их отношении проводятся только в тех случаях, когда для данного массива предусмотрен проект межевания. Если это дачное или садовое товарищество, то кадастровые работы проводятся в соответствии с уставной документацией, принадлежащей Товариществу.

Для лесных угодий и иных мест расположения капитальных строений установление границ допускается на основании норм ГрК РФ или иных актов, инициирующих составление проекта межевания.

Для уточнения границ земли можно использовать:

  • документацию карты-плана территории;
  • иные документы, полученные в результате землеустройства данной территории;
  • ситуационные планы;
  • технические планы, техническую инвентаризационную документацию.

А также все документы о выделе земельного участка, которые имеются в распоряжении правообладателя, в том числе те, которые были выданы ему до вступления в силу нового законодательства. Если границы участка установлены более 15 лет назад без соответствия правоустанавливающей документации, они фиксируются по факту на основании признания срока давности.

Если границы участка больше установленного в регионе максимального размера или меньше минимального, то при установлении границ используются сведения, внесённые в правоустанавливающую документацию правообладателя такого участка. В Росреестр такие сведения вносятся по заявлению правообладателя земель и исполнителя кадастровых работ. Погрешности в размерах допускаются на 10% общей площади земельного участка. Исключение составляют кадастровые ошибки.

Комплексные кадастровые работы для земельных участков общего пользования

Нововведения коснулись особенностей проведения комплексных кадастровых работ для тех участков, на которых расположены объекты недвижимости, предназначенные для общего пользования. Под комплексными кадастровыми работами принято понимать все ревизионные или регистрационные действия, которые проводятся в пределах одного или нескольких кадастровых кварталов.

Они внесены в ранее действующую статью 42.1 Закона №221-ФЗ и регулируются нормами п. 1 «б» статьи 1 Закона №150-ФЗ. На этом основании у исполнителя комплексных кадастровых работ появляется новая ответственность в отношении земельных участков, на которых он производит установленные действия. Если в соответствующем кадастровом квартале обнаруживаются участки, не поставленные на регистрационный учёт в Росреестре, но при этом использующиеся по целевому назначению совместно, он обязан сообщить об этом в установленном порядке. К данным землям могут применяться такие формы обладания:

  • право пользования;
  • сервитут.

В этом случае правообладатель земельного участка обязан иметь, а при необходимости предоставить:

  • правоустанавливающий документ;
  • правоудостоверяющий документ.

Если же эти документы отсутствуют, то исполнитель обязан сообщить о данном инциденте:

  • в территориальное отделение Росреестра;
  • заказчику работ.

Изменения предусматривают, что теперь будет намного легче выявить необоснованное использование муниципальных земель путём самозахвата. Это касается не только несанкционированно занятых участков, но и нарушения их границ.

Согласно нормам п. 1 «а» настоящей статьи, такие документы могут быть затребованы только тогда, когда правообладатель обязан их иметь, согласно положениям ч. 6 статьи 1 ФЗ №150-ФЗ. Она вносит изменения в пакет документации, который ранее был утверждён положениями статьи 42.9 №221-ФЗ. То есть данные объекты считаются ранее учтёнными, но сведения о них не внесены в Росреестр надлежащим образом. Или же в Росреестр внесены сведения, не соответствующие фактическому состоянию дел. По заявлению исполнителя работ это положение вещей можно исправить, поставив земельный участок на кадастровый учёт или изменив кадастровые сведения о границах участка.

Пункт 1 «а» статьи 1 №150-ФЗ указывает на новые требования к исполнителю комплексных кадастровых работ. В текущем году их проведение не требует специального заключения договора подряда с исполнителем. Достаточно того, что исполнитель – кадастровый инженер – является сотрудником юридического лица, занимающегося кадастровой деятельностью.

Данный вид работ не проводится на участках:

  1. Подпадающих под договор об освоении территорий (или комплексное освоение территорий), предназначенных под строительство стандартных жилых домов.
  2. Если инициатива комплексного развития территории принадлежит правообладателям земли.
  3. Когда комплексное развитие территории запланировано в рамках муниципального проекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: