Кадастровая стоимость земли увеличилась в 2022

Приветствуем Вас, уважаемые посетители. В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Кадастровая стоимость земли увеличилась в 2022. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи. Приятного чтения

Что такое кадастровая стоимость и кадастровая оценка (определение по закону)

Если говорить о понятиях кадастровая стоимость и кадастровая оценка, то наиболее уточненные определения содержатся в ст. 3 закона 237-ФЗ от 03.07.2016 г. «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость – это цена недвижимого имущества, подсчитанная в соответствии с установленными законом инструкциями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая оценка – это процесс определения государством кадастровой стоимости, которая состоит из этапов:

  • Разработка и утверждение решения об осуществлении оценки;
  • Непосредственное вычисление стоимости участков, домов, квартир и пр.;
  • Свод данных в отчетную документацию;
  • Оформление исходных данных в виде конечного результата.

Для чего к каждому объекту недвижимости присваивают кадастровую стоимость? Основная цель – для исчисления и взимания налогов, дополнительная цель – для иных нужд государства (например, для уточнения размера госпошлины).

Таким образом, кадастровая стоимость это не что иное, как оценка государством при помощи различных законных подходов и методов стоимости недвижимости.

Конечную определенную стоимость обосновывают, мотивируют и подтверждают установленным законом путем. При этом кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной.

Простыми словами, кадастровая стоимость имущества, это некая величина, которая взялась в результате оценочной деятельности.

Все объекты недвижимости, зарегистрированные в Росреестре, отражаются на публичной кадастровой карте. Узнать кадастровую стоимость отраженного на карте объекта не составит труда, так как сведения о ней находятся в свободном доступе.

Кто определяет кадастровую стоимость

До 1 января 2022 года у государства существовала возможность определять кадастровую оценку по одному из двух действующих законов: либо по 135-ФЗ (от 29.07.1998), либо по 237-ФЗ от 03.07.2016.
Этот переходный период определения кадастровой стоимости длился три года (2017, 2018, 2022).
По закону 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка должна проводиться с учетом методических рекомендаций, в установленные сроки и по правилам. Все это прописано в законодательстве.

Кто проводит кадастровую оценку и определяет кадастровую стоимость?

Ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики, результаты работы которых проверялись и утверждались государством.

С 1 января 2022 года полномочия по кадастровой оценке  полностью переданы государственным бюджетным учреждениям (ГБУ), деятельность которых, в свою очередь контролирует и проверяет Росреестр. При этом с 01.01.2022 года кадастровая оценка проводится только по 237 закону.

В каждом субъекте РФ работает свое ГБУ, так, например в Московской области кадастровой оценкой занимается ГБУ «Центр кадастровой оценки», в Москве — ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования».

Бюджетные учреждения тесно взаимосвязаны с органами Росреестра. По сути, когда имущество ставится на кадастровый учет Росреестр отправляет о нем сведения в территориальное учреждение кадастровой оценки, которое в свою очередь оценивает вновь учтенную недвижимость и ответ с результатами оценки поступает в Росреестр для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Вместо вывода

Кадастровая стоимость и кадастровая оценка – мероприятия нужные прежде всего государству для того, чтобы пополнять казну. Как показывает практика и статистика, ошибки исчисления кадастровой стоимости явление часто встречающееся. При этом законодатель все же дает возможность отстаивать собственником свои нарушенные права даже если кадастровая стоимость официально утверждена.
Следует помнить, что кадастровая оценка объектов недвижимости по закону должна проводиться не реже раза в пятилетку, а это значит, что к моменту очередной оценки надо быть начеку.

Где и как разрешаются споры о завышенной кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость вашего объекта (дома, земли, гаража, бани и т.п.) слишком отличается от рыночной и это влияет на сумму налогов, то ее можно уточнить или даже оспорить. Для этого есть несколько способов.

Если вы хотите просто уточнить, на основании чего установлена кадастровая стоимость вашего объекта недвижимости, вы можете обратиться с Заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. Заявление может быть подано напрямую в ваше территориальное ГБУ, через МФЦ или Госуслуги.

Если вы хотите оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, и уверены, что оценка стоимости ошибочна, то это можно сделать обратившись с заявлением об исправлении ошибок, сделанных во время определения кадастровой стоимости в непосредственно территориальное ГБУ (а также через МФЦ или портал Госуслуг).

Также существует возможность уменьшения кадастровой стоимости через суд. Подробнее о том, как это сделать читайте в статье «Как оспорить кадастровую стоимость».

Как рассчитывают кадастровую стоимость в 2022 году

Расчет кадастровой стоимости в 2022 году проводится с учетом требований 237 закона, Приказа Минэкономразвития от 12.05.2017 N 226 «Об утверждении методических указаний о гос. кадастровой оценке» и других нормативно-правовых актов.

Существует несколько методов кадастровой оценки – метод массовой оценки или индивидуальный метод. При этом используются различные подходы к оценке- затратный, сравнительный, доходный. Результаты оценки обосновываются и анализируются, при этом кадастровая стоимость не должна превышать рыночную (на момент оценки).

Таким образом, для расчета кадастровой стоимости выбирают наиболее оптимальный для данного региона, вида недвижимости, места нахождения и пр. факторов, подход и метод и с использованием специальных формул вычисляют стоимость объекта. Более подробно читайте в статье: «Как определяется кадастровая стоимость». 

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…# Кадастровый инженер

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Два главных изменения 2022 года:

  1. Это изменение касается самой процедуры оспаривания стоимости. Раньше собственник должен был в досудебном порядке обратиться в комиссию, занимающуюся пересмотром кадастровой ставки. Если там отказывали в уменьшении показателя, то только после этого можно было подавать иск.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

  • кадастровая стоимость
  • рыночная оценка
  • Внесение изменений в Государственный кадастр
  • Стоимость смены вида разрешённого использования участка
Возможно вам потребуются

СПОЗУИнженеры ГКИ Недкадастр проводят кадастровые работы для формирования планов и схем организации земельных участков.. Срок ускоренного оформления 3 дня.

Технический паспортГруппа кадастровых инженеров окажет собственникам помощь в получении техпаспортов на объекты.. Срок ускоренного оформления 3 дня.

Елена

Инженеров спрашивают

Стоимость изменения (ВРИ) вида разрешённого использования участка

Добрый день. Да, если менять ВРИ, то это по стоимости дорого стоит, тысяч двести. Стоимость услуг такая, потому что сейчас администрация не взаимодействует с Росреестром, и крайне тяжело людям поменять ВРИ, то есть мы напрямую работаем с администрацией.
подробнее…

Категория: Кадастровый инженер Срочный вопрос

28 апреля 2017С 2022 года ужесточились требования к земельным участкам. Владельцы наделов без кадастровых границ не могут их продать. Что делать собственникам земли без уточненных границ? Согласно последним требованиям к оформлению земельных участков межевание стало обязательной…читать далее…

29 сентября 2022В 80% случаев кадастровые ошибки земельных участков обнаруживаются при первичном установлении координат. Вследствие чего создаются “накладки” и смещения межи. Выявленные расхождения чреваты отказом в постановке на государственный учёт.читать далее…

18 декабря 2022Желая приобрести землю под строительство, собственник и не догадывается, что приобрести участок можно не только у частного лица. В качестве продавца может выступать государство, а точнее, представители власти поселения, в пределах которого находится участок.читать далее…

15 ноября 2022Чтобы оформить право собственности на недвижимость, её необходимо поставить на кадастровый учёт. Такое требование закреплено на законодательном уровне и означает внесение информации в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).читать далее…

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2022 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Больше об этом в материале «Переоценка кадастровой стоимости земельного участка».

Кем устанавливается кадастровая стоимость

В соответствии со ст. 24.12 » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:

  • принимает решение о проведении первичной кадастровой оценки;
  • утверждает ее результаты;
  • назначает срок следующей переоценки стоимости.

Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6  , далее – ФЗ № 237).

Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2022 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.

Подробнее об этом читайте в материале «Кадастровая стоимость недвижимости».

Заключение

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2022 по 2022 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2022 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной.  Но так было лишь до 2022 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2022 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2022 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2022 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 от 03.07.2016, на период с 2022 по 2022 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2022 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2022 по 2022 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2022 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2022 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2022 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2022 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2022 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2022 году».

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Подробности читайте в статье «Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка».

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Навигация по записям

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: