Образовательный блог по курсу «Земельное право» доцента Кадимовой Маихалум Шамсудиновны

Доброго времени суток, дорогой гость. В этой статье идёт разговор про Образовательный блог по курсу «Земельное право» доцента Кадимовой Маихалум Шамсудиновны. Все вопросы можете сразу писать консультанту. Надеемся, что информация окажется Вам полезна

 Для студентов 4 курса 2018г. обучения.

Тема семинарского занятия №1. При себе обязательно иметь Земельный кодекс  по состоянию с изменениями и дополнениями на 2018г.

Тема 1. Понятие и предмет земельного права (2часа)

1. Предмет земельного права. Понятие и особенности земельных отношений.

2. Земельное право как отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина.

3. Метод земельного права.

4. Принципы земельного права.

5.Соотношение земельного права с экологическим, гражданским и другими отраслями права.

6. Система земельного права.

7. Роль земельного права в развитии земельной и аграрной реформ.

Основная литература

1.     Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров – 5 изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 376 с.

2.      Земельное право России. Б. В. Ерофеев. Издательство: Юрайт. Серия: Бакалавр. 2022 г.

3.      Земельное право России Жариков Ю.Г.: учебник / Ю.Г.Жариков.-2-е изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2012. —  480 с.

4.       Земельное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.А. Иконицкой. — М.: Юристъ, 2012. — 288 с.

5.       Земельное право. Боголюбов С.А. Учебник. 3-е издание. Издательство: Юрайт, 2014. 402 с.

6.       Земельное право: учебник /О. И. Крассов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — 608с. 

 Дополнительный материал к теме «Правовая охрана земель»
Уважаемые студенты, ознакомьтесь с научной статьей В.Н. Харькова 

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

<*> Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Одной из актуальных проблем в сфере государственного управления земельными ресурсами, требующей незамедлительного решения, является ухудшение экологического состояния земель, о чем говорил Президент РФ В.В. Путин 27 декабря 2022 г. на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии России в интересах будущих поколений, отметив, что практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель <1>. Такое положение особенно видно на примере земель сельскохозяйственного назначения.

———————————

<1> Выступление Президента РФ В.В. Путина 27 декабря 2022 г. на заседании Государственного совета. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/53602 (дата обращения: 15.05.2018).

Согласно данным государственного мониторинга земель, в течение длительного периода времени наблюдается негативная тенденция сокращения площади сельскохозяйственных земель. Так, по состоянию на 1 января 2022 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 402,6 млн га <2>, а по состоянию на 1 января 2022 г. площадь земель этой категории составила уже 383,6 млн га <3>, что свидетельствует о сохранении негативной тенденции к выбытию продуктивных земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота, что может рассматриваться как угроза не только продовольственной, но и геополитической безопасности.

———————————

<2> Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году». М.: Роснедвижимость, 2008. С. 9.

<3> Сведения о наличии и распределении земель в РФ на 1 января 2022 г. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 27.05.2018).

Новейшие данные государственного мониторинга окружающей среды в целом свидетельствуют об отсутствии кардинальных успехов в преодолении негативных явлений как в структуре земельного фонда, так и в экологическом состоянии земель. Согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году» (далее — Доклад) за период 2022 — 2022 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 0,9 млн га, сокращение используемых под пашню земель за этот период составило около 1,7 млн га, общая площадь эродированных, дефлированных и дефляционно опасных сельскохозяйственных угодий составляет свыше 50%. В Докладе отмечается, что практически во всех субъектах Федерации снижается содержание гумуса и элементов питания в почвах сельскохозяйственных земель, расширяется площадь территорий, испытывающих опустынивание ландшафтов и деградацию почв, увеличивается площадь загрязненных и захламленных промышленными и бытовыми отходами земель <4>.

———————————

<4> Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017. С. 115, 118.

Длительные негативные тенденции в состоянии земельных ресурсов страны и иные масштабные проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности обусловили принятие ряда программно-целевых актов, призванных решить наиболее острые экологические проблемы. Этому должны способствовать утвержденные Президентом РФ Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2022 г. <5>, принятая Правительством РФ Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2022 — 2022 гг. <6>, Указы Президента РФ от 10 августа 2022 г. N 2022 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» <7> и от 5 января 2022 г. N 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» <8>.

———————————

<5> Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2022 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс».

<6> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2022 г. N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2022 — 2022 годы» (в ред. от 12.02.2018 N 147) // СПС «КонсультантПлюс».

<7> Указ Президента РФ от 10 августа 2022 г. N 2022 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // СЗ РФ. 2012. N 33. Ст. 4634.

<8> Указ Президента РФ от 5 января 2022 г. N 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // СЗ РФ. 2016. N 2 (часть I). Ст. 321.

Одной из наиболее действенных мер по преодолению экологических проблем следует рассматривать повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В частности, о необходимости повышения эффективности управления в этой сфере говорит Указ Президента РФ от 19 апреля 2022 г. N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2022 года» <9> (далее — Стратегия).

———————————

<9> Указ Президента РФ от 19 апреля 2022 г. N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2022 года» // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.

Стратегия отмечает, что основными негативными процессами в области использования и охраны земельных ресурсов, приводящими к деградации земель и почв, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение и др. Стратегия определила направления решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности, указав, что оценка состояния экологической безопасности должна осуществляться с использованием следующих основных показателей, среди которых: доля территории, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади страны; доля населения, проживающего на территориях, где состояние окружающей среды не соответствует нормативам качества, в общей численности населения; доля нарушенных земель в общей площади территории России и др.

В качестве основных задач по преодолению названных негативных тенденций Стратегия называет, в частности, эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления, предотвращение деградации земель и почв.

Применительно к земельным ресурсам обеспечение их эффективного использования следует рассматривать не только практической задачей, стоящей перед всеми органами государственной власти, но и их обязанностью. Именно об этом говорит Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2022 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» <10>, в котором выражена правовая позиция, раскрывающая содержание ч. 1 ст. 9 Конституции РФ. Так, Суд указал, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа России, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности (п. 2); при осуществлении правового регулирования федеральный законодатель в силу ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 36 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обязан обеспечить рациональное и эффективное использование земель и их охрану (п. 2.3).

———————————

<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2022 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

На наш взгляд, из представленной правовой позиции Конституционного Суда РФ, рассматриваемой в системной связи с принципом разделения властей и конституционными обязанностями каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), вытекают не только обязанности законодателя (представительных органов власти), но и обязанности исполнительных органов государственной власти обеспечить рациональное и эффективное использование и охрану земельных ресурсов.

Следует отметить, что необходимость обеспечения эффективного использования земель и других природных ресурсов неоднократно упоминается в качестве первоочередной задачи и приоритетного направления деятельности в программно-целевых правовых актах. Да и в целом требование обеспечения эффективности (использования, управления) стало общеупотребительным в части предъявляемых требований к практически любой деятельности публичных органов. В связи с чем, на наш взгляд, необходимы закрепление такой обязанности органов государственной власти и содержательное наполнение данного требования соответствующими критериями оценки.

Первоочередным шагом в этом направлении, с учетом особой значимости земельных ресурсов, должно стать закрепление таких показателей, как экологическое состояние и эффективность использования земель в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Необходимость нормативного закрепления такого подхода следует из положений Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2022 г., в соответствии с которыми при решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются механизмы реализации государственной политики, включающие установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов (п. 10); реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается путем осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий (п. 23).

Однако Указом Президента РФ от 14 ноября 2022 г. N 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» <11> был установлен перечень показателей эффективности, в котором отсутствуют какие-либо природоресурсные и природоохранные показатели. Аналогичный подход был отражен и в предыдущем аналогичном Указе Президента РФ от 21 августа 2022 г. N 2022 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» <12>.

———————————

<11> Указ Президента РФ от 14 ноября 2022 г. N 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. N 47. Ст. 6993.

<12> Указ Президента РФ от 21 августа 2022 г. N 2022 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 35. Ст. 4774.

При этом следует отметить, что ранее действовавшие нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ по вопросам оценки эффективности деятельности региональных органов государственной власти <13> содержали соответствующие показатели в сфере охраны окружающей среды, в том числе и по состоянию земель (учитывалась доля рекультивированных земель в общей площади нарушенных земель, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению и др.). Следует признать, что формальное закрепление таких критериев эффективности, к сожалению, не привело к существенному улучшению состояния земель, да и экологической обстановки в целом. Однако полное исключение таких объективных критериев для определения результативности деятельности региональных органов государственной власти смещает ориентиры соответствующих органов публичной власти с конституционно значимых задач экологического развития, закрепленных в ст. ст. 9, 36, 42, 58 Конституции РФ, на достижение «результатов», не имеющих зачастую объективного выражения, как то: оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации и эффективности этой деятельности.

———————————

<13> Указ Президента РФ от 28 июня 2022 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и принятое в его исполнение Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2022 г. N 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В теории под эффективностью права принято понимать его осуществимость, системность действия, соразмерность позитивных целей права и юридических средств их достижения, включая обеспеченность права возможностями принудительного исполнения правовых норм <14>. Аналогичный подход нашел свое отражение и в новейших исследованиях по теории права. Так, отмечается, что эффективность права (эффективность законодательства), будучи конкретной и определяемой соответствующим инструментарием категорией, является результирующей или итоговой характеристикой действия права, свидетельствующей о его способности обеспечивать последовательное решение соответствующих экономических, социальных и иных проблем общества и государства <15>. В таком контексте, предполагающем ценностно ориентированную (с позиций конституционного закрепления наиболее значимых прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей среды) систему правового регулирования экологических отношений, призванных обеспечить реализацию естественного права человека на жизнь, и как условие реализации этого права экологическую безопасность <16>, представляется необходимым закрепить перечень критериев оценки состояния земельных ресурсов (а в перспективе и иных природных ресурсов) и окружающей среды в целом, соответствующий по широте охвата и детализации значимости целей и задач обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов как естественной основы устойчивого развития и благополучия настоящего и будущих поколений граждан России.

———————————

<14> Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М, 2002. С. 93.

<15> Тихомиров Ю.А., Емельянцев В.П., Аюрова А.А. и др. Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Монография / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2015. С. 15.

<16> В ст. 3 Федерального закона от 10 января 2022 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дается легальное определение экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Приведенные выше данные Доклада и оценка экологической ситуации в стране, содержащаяся в Стратегии, указывают на наиболее острые проблемы в состоянии земельных ресурсов страны. В связи с чем объективными критериями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в настоящее время необходимо рассматривать как сокращение указанных негативных тенденций, так и предотвращение таковых на соответствующих территориях. К примеру, в сфере использования и охраны земельных ресурсов такими объективными критериями оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, которые уже получили нормативно-правовое закрепление, следует рассматривать площадь земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют признаки существенного снижения плодородия <17>, а также признаки неиспользования земель <18> и значительного ухудшения экологической обстановки <19>.

———————————

<17> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 г. N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2011. N 30 (часть 2). Ст. 4655.

<18> Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2022 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

<19> Постановление Правительства РФ от 19 июля 2022 г. N 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Таким образом, характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа России, предопределяет конституционное требование организации рационального и эффективного землепользования, а также охраны земли как важнейшего природного ресурса. Это требование является конституционной основой формирования государственной земельной политики и законодательного регулирования как порядка пользования землей, так и государственного управления земельными ресурсами, что имеет общей целью обеспечение рационального и эффективного пользования землей, а также охрану земель как общенародного достояния и естественной основы устойчивого социально-экономического и экологического развития России.

ТЕМА 5. Право собственности и иные права на земельные участки

1.      Понятие и признаки права собственности на землю.

2.      Право собственности на землю и право территориального верховенства.

3.      Формы земельной собственности.

4.      Субъекты, объекты и содержание земельной собственности.

5.      Основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

6.      Ограничение оборотоспособности земли.

7.      Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

8.      Право безвозмездного пользования земельными участками.

9.      Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.

10. Аренда земельных участков.

11. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.

12. Права и обязанности землевладельцев, землепользователей, арендаторов и субарендаторов земель.

Контрольные вопросы:

1.      В чем различие понятия собственности в юридическом и экономическом смыслах?

2.      Укажите правомочия собственников земли?

3.      Какие формы земельной собственности предусмотрены законодательством Российской Федерации?

4.      Раскройте специфические черты права государственной собственности на землю?

5.      В чем специфика права частной собственности граждан на земельные участки?

6.      Какова специфика частной собственности на землю юридических лиц?

7.      Каковы основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю?

8.      Перечислите субъектов права частной собственности на землю?

9.      Назовите основания возникновения муниципальной собственности?

10. Раскройте юридическое значение и содержание ограничения оборотоспособности земельных участков?

11. Назовите субъектов и раскройте содержание права постоянного бессрочного пользования?

12. Назовите субъектов и раскройте содержание права пожизненного наследуемого владения?

13. Дайте понятие сервитута, назовите его виды и субъектов?

14. Раскройте право аренды земельного участка: понятие, основания возникновения и прекращения, содержание?

15. Выделите специфические особенности аренды земельных участков, установленные земельным законодательством?

16. Дайте понятие права безвозмездного пользования, перечислите его   субъекты?

Задача №1

 Гражданин Магомедов решил на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и приобретенном под индивидуальное жилищное строительство, прорубить скважину для обеспечения своего хозяйства водой и установить электронасос для подъема воды с глубины 25 м, объясняя это тем, что вода из городского колодца ввиду его малой глубины (5 м) недостаточно чиста.

Вправе ли Магомедов произвести такие работы на своем земельном участке?

Кто является собственником  недр и водных объекты? 

Решите дело.

Задача №2

 На земельном участке, предоставленном в собственность под индивидуальное жилищное строительство,  Даудов срубил пять деревьев  и решил пробурить скважину для обеспечения хозяйства водой и установить электрогенератор.

Вправе ли Даудов совершать вышеуказанные действия? Какими правами и обязанностями обладает собственник земельного участка?

Задача №3

  Глава крестьянского хозяйства  Гасанов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Гасанов полагает, что полезные ископаемые в границах его участка принадлежит ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.

Объясните, каковы права на землю и другие природные ресурсы   главы крестьянского хозяйства?

Задача №4

Гражданин Курбанов имел земельный участок для дачного хозяйства, предоставленный в 2022 г. В 2022 г. он обратился в местную администрацию с заявлением о переоформлении земельного участка на праве собственности. Решением местной администрации ему было отказано в переоформлении земельного участка на праве собственности и предложено заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Гражданин Курбанов обжаловал решение местной администрации в суде.

Подлежит ли удовлетворению жалоба Курбанова?

Каков порядок переоформления прав на земельный участок, предоставленный для дачного хозяйства?

Решите дело.

Задача № 5

Камилова в 2022 году построила в г.  Избербаш дом на не отведенном ей земельном участке. Правоустанавливающие документы, в соответствии с действовавшим в то время законодательством, она не оформила. При этом дом и земельный участок она завещала внучке Гамидовой. Поскольку правоустанавливающих документов на недвижимость у  Гамидовой не было, она обратилась в суд с заявлением о признании за ней права собственности на домостроение и земельный участок. Свое  требование она мотивировала тем, что, ее бабушка, построив дом, на протяжении нескольких десятков лет проживала в нем и регулярно вносила налоги, в том числе земельный. 

Правомерны ли требования  Гамидовой?

       Решите дело.

Задача № 6

 Родопский бульвар г. Махачкалы является излюбленным местом отдыха горожан. К их неудовольствию площадь сквера стала сокращаться за счет построек. В частности, часть земель попала в придомовую территорию многоэтажного дома.  В южной части сквера, невзирая на протесты граждан, один из предпринимателей еще более двадцати лет назад возвел кирпичное здание под шашлычную. Сейчас он обратился с заявлением в администрацию города о переоформлении ему земельного участка на праве собственности.

Можно ли из территории сквера формировать земельные участки под застройку?

С какой целью и на каком праве могут предоставляться земли в скверах?

Примерные тестовые задания:

1.    Каковы формы собственности на землю:

А) частная,

Б) государственная,

В) муниципальная,

Г) все вышеперечисленные.

2.    Каковы способы передачи земель в частную собственность:

А) приватизация,

Б) выдача лицензии,

В) выдача ордера,

Г) все перечисленные выше.

3.    Перечень объектов права федеральной собственности на землю закреплен:

А) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. «О федеральных природных ресурсах»,

Б) Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»,

В) ЗК РФ,

Г) в перечисленных выше нормативно-правовых актах.

4.    Впервые установлено право частной собственности на землю в:

А) законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,

Б) законе РФ «О земельной реформе»,

В) Конституции РФ,

Г) ЗК РФ.

5.    Возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий возникает по решению:

А) правительства РФ,

Б) органа исполнительной власти субъекта Федерации,

В) местного органа исполнительной власти,

Г) выше перечисленных.

6.    Не могут быть переданы в частную собственность земли:

А) сельскохозяйственного назначения,

Б) запаса,

В) зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению,

Г) все вышеперечисленные.

7.    Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению:

А) органов местного самоуправления,

Б) суда в виде санкции за совершение преступления,

В) федеральных органов исполнительной власти,

Г) органов исполнительной власти субъектов РФ.

8.    Могут быть объектом купли-продажи:

А)  все земельные участки,

Б) только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет,

В) земельные участки, не обремененные правами третьих лиц,

Г) земельные участки, не изъятые из оборота.

9.     К муниципальной собственности относятся земли:

А) в пределах черты городов и других  населенных пунктов,

Б) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством,

В)  необходимые для осуществления коммунального обслуживания населения,

Г) все перечисленные выше.

10.                       Субъектами частной собственности на землю являются:

А) граждане,

Б) юридические лица,

В) иностранные лица,

Г) все перечисленные выше.

Примерный перечень тем рефератов:

1.      Формы собственности на земельные участки.

2.      Государственная собственность на землю.

3.      Муниципальная собственность на землю.

4.      Институт права частной собственности в земельном законодательстве.

5.      Аренда земельного участка.

6.      Правовое регулирование сервитута.

7.      Иные права на земельные участки.

Нормативные правовые акты и литература:

I

1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 2022 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ.29.10.2001. N 44. ст. 4147.

3.      Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.05.12.1994. N 32.ст. 3301.

4.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ  // Собрание законодательства РФ.29.01.1996. N 5. ст. 410.

5.      Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ.03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 16.

7.      Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// Собрание законодательства РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.

8.      О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 2022 г. N 2395-1 // СЗ РФ.  1995. N 10. Ст. 823.

9.      О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995г. N 26-ФЗ // СЗ РФ.  1995. N 9.  Ст. 713.

10. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ.  1995.  N 12.  Ст. 1024.

11. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. N 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 49.Ст. 4694.

12. О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24 июля 2022 г. № 221-ФЗ // Собрание законодательства РФ.30.07.2007. N 31. ст. 4017

13. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ//СЗ РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.

14. О введении в действие Земельного кодекса Российского Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2022 г. № 137-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

15.  Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2022 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

16. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2022 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

17. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный Закон от 11 июня 2022 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст.2249.

18. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 7 июля 2022 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. № 28. Ст.2881.

II

Нормативные правовые акты Республики Дагестан:

1.       Конституция Республики Дагестан  от 26.07.2003 // СЗ РД.   31.07.2003. N 7. ст. 503.

2.       О земле: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45// СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 924.   

3.       О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от  09.10.1996 №18 // СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 926.

4.       Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №46 //  СЗ РД. 31.12.2003.N 12. ст. 925. 

5.       О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 08.02.2011 № 6 //  СЗ РД. 15.02.2011. N 3. ст. 56.

6.       О горных территориях Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.12.2010 №72 // СЗ РД.  31.12.2010. N 24. ст. 1205. Об охране зеленых насаждений: Закон Республики Дагестан от 08.06.2010 №28 // СЗ РД.   15.06.2010. N 11. ст. 519.

7.       О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан:  Закон Республики Дагестан от 11.03 2022 №10//  СЗ РД. 14.03.2008. N 5. ст. 139.  

8.       О градостроительной деятельности в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 05.05.2006 №26 //  СЗ РД. 31.05.2006. N 5. ст. 279.

9.       Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Дагестан от 27.02.1992  // Дагестанская правда. N 58. 19.03.1992.

Учебная литература:

1.      Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров – 5 изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 376 с.

2.      Земельное право России. Б. В. Ерофеев. Издательство: Юрайт. Серия: Бакалавр. 2022 г.

3.      Земельное право России Жариков Ю.Г.: учебник /Ю.Г.Жариков.-2-е изд.,стер.- М.;КНОРУС, 2012.-  480 с.

4.      Земельное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.А. Иконицкой.— М.: Юристъ, 2012.- 288 с.

5.      Земельное право: учебник /О. И. Крассов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.- 608с. 

6.      Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г.В.Романова. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.

Специальная  литература:

1.      Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сожникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики. М.: Новый индекс, 2010.

2.      Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Приобретение права частной собственности на земельные участки в силу давности владения // Современное право. 2016. N 10. С. 86 — 92.

3.      Богатков С.А. Уступка права аренды земельного участка // СПС КонсультантПлюс. 2017.

4.      Боголюбов С.А. Реализация права собственности на природные ресурсы // Аграрное и земельное право. 2007. № 3. С.4-10.

5.      Глибко О.Я. Проблема двойной аренды земельных участков в законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. N 2. С. 80 — 87.

6.      Голиченков А.К., Волков Г.А. Земля, другие природные ресурсы и развитие законодательства о вещном праве // Экологическое право. 2009. № 5. С. 2 — 4.

7.      Ефимов А.Ф., Николаев М.Н. Некоторые вопросы рассмотрения судами споров о земельных сервитутах // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2017. Вып. 22. С. 4 — 19.

8.      Жмурко С. Права на землю: как приобрести и оформить // Юрист спешит на помощь. 2015. N 5. С. 59 — 61.

9.      Згонников П.П. О проблемах становления и реализации права частной собственности на землю // Правовые вопросы недвижимости. 2016. N 1. С. 31 — 35.

10. Иванов А.А. О презумпции права государственной собственности на землю в России // Закон. 2016. N 6. С. 35 — 41.

11. Качур К.В. Содержание конституционного права частной собственности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 35 — 38.

12. Конорева С. Ошибки сторон при аренде земли // Жилищное право. 2017. N 1. С. 47 — 57.

13. Корнеев А.Л. Некоторые вопросы использования земельных участков без предоставления и установления сервитута // Юрист. 2016. N 14. С. 15 — 19.

14. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы. Инфра-М. Норма, 2016.

15. Майборода В.А. Нормативное закрепление договорных сроков предоставления земель публичной собственности в аренду и безвозмездное пользование как форма реализации принципа определенности // Юридический мир. 2015. N 10. С. 36 — 40.

16. Малая Т.Н. Природные ресурсы как объекты права собственности: о соотношении природоресурсного и гражданского законодательства в определении их режима // Экологическое право. 2009. № 5. С.46-48.

17. Малышева А.В. Актуальные проблемы признания права собственности на земельные участки // Юрист. 2016. N 12. С. 15 — 19.

18. Морозов А.П., Текеев М.Ш. К некоторым вопросам договора аренды земельного участка // Юрист. 2014. N 24. С. 17 — 21.

19. Николюкин С.В. Механизм правового регулирования земельного сервитута: вопросы теории и правоприменения // Современный юрист. 2017. N 1. С. 36 — 45.

20. Ниязова А.Н. Ограничения в реализации права собственности на землю в частных и публичных интересах // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. N 1. С. 68 — 73.

21. Оболенская М. 13 позиций по сервитуту // ЭЖ-Юрист. 2017. N 23. С. 1, 4.

22. Пышьева Е.С. К вопросу об установлении права собственности на отдельные объекты мелиорации земель: наследие и современность // Адвокат. 2016. N 3. С. 78 — 82.

23. Петрова Т.В. Права на природные ресурсы в Концепции развития законодательства о вещном праве // Экологическое право. 2009. № 5/6. С. 27-30.

24. Полежаев О.А. О моменте возникновения права собственности на земельные участки, отчуждаемые на основании договора купли-продажи // Вестник арбитражной практики. 2016. N 5. С. 63 — 69.

25. Рыбалов А.О. Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) // Закон. 2016. N 6. С. 42 — 52.

26. Рябов А.А., Ахметьянова З.А. О праве собственности на земельные участки и его ограничениях // Юрист. 2016. N 24. С. 27 — 30.

27. Сбирунов П.Н. Некоторые особенности аренды земельных участков // Безопасность бизнеса. 2015. N 1. С. 11 — 14.

28. Сизоненко А.Г. Новый порядок продажи права аренды муниципальной земли // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 9. С. 95 — 96.

29. Слюсарев А.В. Право постоянного (бессрочного) пользования в системе вещных прав // Власть Закона. 2017. N 1. С. 234 — 239.

30. Тужилова-Орданская Е.М. Может ли возникнуть право собственности у добросовестного приобретателя недвижимости? // Аграрное и земельное право. 2011. № 1 (73). С.16-17.

31. Умеренко Ю.А. Правовое регулирование управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: актуальные проблемы теории и практики // Современное право. 2014. № 2. С. 63-71.

32. Фомина Н. Некоторые вопросы установления сервитута на земельный участок // Жилищное право. 2017. N 6. С. 45 — 54.

ТЕМА 2. Источники земельного права

1.    Понятие и  классификация источников земельного права.

2.    Конституционные основы земельного права.

3.    Законы как источники земельного права.

4.    Земельный кодекс РФ в системе источников земельного права.

5.    Иные нормативные акты как источники земельного права.

6.    Нормативные акты Республики Дагестан  в системе земельного законодательства РФ.

7.    Акты органов местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения.

Контрольные вопросы:

1.      Определите понятие источников земельного права?

2.      Какую роль играет обычай и правоприменительная практика в регулировании земельных отношений?

3.      Какие нормы Конституции РФ регулируют земельные отношения?

4.      Каково соотношение федерального земельного законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации?

5.      Назовите федеральные законы, регулирующие земельные отношения?

6.      Какое место занимает Земельный кодекс РФ в системе земельного законодательства РФ?

7.      Какова роль земельного законодательства субъектов Российской Федерации в регулировании земельных отношений?

8.      Каков порядок установления нарушений в иерархии источников земельного права через Конституционный Суд Российской Федерации?

8.    Назовите нормативные акты Республики Дагестан, регулирующие земельные правоотношения?

9.    Назовите акты органов местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения?

Задача №1

Законом республики Дагестан определено, что земельными участками, на­ходящимися в собственности республики Дагестан, распоряжаются органы исполнительной власти республики, а порядок предоставления земельных участков устанавливается Правительством республики.

Соответствуют ли нормы закона республики Дагестан действующему фе­деральному законодательству?

Определите полномочия республики в сфере регулирования земельных отношений.

Задание  № 2

Земельное и гражданское законодательство при регулировании земельных имущественных отношений соотносятся как специальное и общее.

Какие можно выделить проблемы соотношения земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных имущественных отношений и варианты устранения таких проблем?

Задание  № 3

  Основным документом, регулирующим правоотношения по использованию и охране земель на территории муниципального образования, принимаемым органами местного самоуправления являются правила землепользования и застройки.

Какие вопросы в сфере регулирования земельных правоотношений должны быть установлены органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки, в каком порядке, является ли этот документ единым документом или состоит из нескольких актов, каких?

Примерные тестовые задания:

1.       Первый Земельный кодекс был принят:

А) в 1921г.,

Б) в 2022 г.,

В) в 1923г.,

Г) в 2022 г.

2.       Ведомственные нормативные акты:

А) относятся к источникам земельного права,

Б) не относятся к источникам земельного права,

В) являются актами применения,

Г) являются актами толкования.

3.       Земельное законодательство находится:

А) в исключительном ведении РФ,

Б) в исключительном ведении субъектов РФ,

В) в совместном ведении РФ и субъектов РФ,

Г) в совместном ведении   субъектов РФ  и органов местного самоуправления.

4.       Земельное законодательство субъектов РФ должно:

А) соответствовать законодательству РФ,

Б) не противоречить законодательству РФ,

В) предусматривать особенности регионов,

Г) все перечисленные выше.

5.       Земельное законодательство субъектов РФ:

А) входит в систему земельного законодательства РФ,

Б) не входит в систему земельного законодательства РФ,

В) представляет собой самостоятельную отрасль законодательства субъектов РФ,

Г) все перечисленные выше.

6.       Начало современной земельной реформе было положено:

А) Земельным Кодексом РФ,

Б) законом РСФСР «О земельной реформе»,

В) законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,

Г) законом РСФСР «О собственности».

7.       Многообразие форм собственности на землю закреплено в следующей статье Конституции РФ:

А) Ст.36,

Б) ст.9,

В) ст.58,

Г) ст. 42.

8.       Процедуру оформления права собственности на землю и выдачу свидетельства на право собственности установил:

А) Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»,

Б) Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»,

В) Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве,

Г) Гражданский кодекс РФ.

9.       После 2002г. были приняты законы РФ:

А) «О земельном кадастре»,

Б) «О личном подсобном хозяйстве»,

В) «О разграничении государственной собственности на землю»,

Г) «О плате на землю».

Примерная тематика рефератов:

1.      Конституционные основы земельного законодательства.

2.      Понятие и особенности источников земельного права.

3.      Характеристика общих принципов земельного законодательства.

4.      Правовое регулирование земельных отношений в  РФ.

5.      Земельное законодательство Республики Дагестан.

6.      Проблемы развития российского земельного законодательства.

7.      Соотношение федерального и регионального земельного законодательства.

Нормативные правовые акты и литература:

I

1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 2022 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.

2.      О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2022 г. № 2-ФКЗ  // Собрание законодательства РФ.1997. №51. Ст. 5712.

3.      Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ.29.10.2001. N 44. ст. 4147.

4.      Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. № 51-ФЗ  // Собрание законодательства РФ.05.12.1994. N 32.ст. 3301.

5.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ  // Собрание законодательства РФ.29.01.1996. N 5. ст. 410.

6.      Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ.03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 16.

8.      Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// Собрание законодательства РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.

10. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2022 г., № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2022 года N 195-ФЗ // СЗ РФ.  2002.  N 1. Ст. 1.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 2022 года N 63-ФЗ  // СЗ РФ.  1996.  N25.

13.  О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 2022 г. N 2395-1 // СЗ РФ.  1995. N 10. Ст. 823.

14. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995г. N 26-ФЗ // СЗ РФ.  1995. N 9.  Ст. 713.

15. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ.  1995.  N 12.  Ст. 1024.

16. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. N 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 49.Ст. 4694.

17. О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24 июля 2022 г. № 221-ФЗ // Собрание законодательства РФ.30.07.2007. N 31. ст. 4017

18. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.

19. О мелиорации земель:  Федеральный закон от 10 января 2022 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 142.

20. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. № 193-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.        

21. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 2022 г. № 66-ФЗ  // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

22. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 2022 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

23. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 2022 г. № 135-ФЗ  // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

24. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2022 г. № 78-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

25. О введении в действие Земельного кодекса Российского Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2022 г. № 137-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

26.  Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2022 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

27. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2022 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

28. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный Закон от 11 июня 2022 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст.2249.

29. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 7 июля 2022 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. № 28. Ст.2881.

30. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2022 г. № 172 –ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч.1). Ст. 5276.

31.  О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы: Постановление Правительства РФ от 23 февраля 2022 г. № 140 // САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779.

32. Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2022 г. № 830 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст.4676.

33. Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культур технических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов: Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2022 г. № 112 // СЗ РФ. 2004. №10. Ст.866.

34. Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011г. №612 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (2). Ст. 4655.

35. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1// Собрание законодательства РФ, N 2, 12.01.2015, ст. 514.

II

Нормативные правовые акты Республики Дагестан:

1.       Конституция Республики Дагестан  от 26.07.2003 // СЗ РД.   31.07.2003. N 7. ст. 503.

2.       О земле: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №45// СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 924.   

3.       О мелиорации земель Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 №25// СЗ РД.   31.12.1998. N 12. ст. 2551.

4.       О недрах: Закон Республики Дагестан от 13.03.2015 N 24 // Дагестанская правда, N 118-119, 17.03.2015.

5.       О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от  09.10.1996 №18 // СЗ РД. 31.12.2003. N 12. ст. 926.

6.       Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 №46 //  СЗ РД. 31.12.2003.N 12. ст. 925. 

7.       О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.11.2007 №58 //   СЗ РД. 30.11.2007. N 18. ст. 846.

8.       О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 08.02.2011 № 6 //  СЗ РД. 15.02.2011. N 3. ст. 56.

9.       О горных территориях Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 16.12.2010 №72 // СЗ РД.  31.12.2010. N 24. ст. 1205.

10.  Об охране зеленых насаждений: Закон Республики Дагестан от 08.06.2010 №28 // СЗ РД.   15.06.2010. N 11. ст. 519.

11. О регулировании лесных отношений на территории Республики Дагестан:  Закон Республики Дагестан от 11.03 2022 №10//  СЗ РД. 14.03.2008. N 5. ст. 139.  

12. О градостроительной деятельности в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 05.05.2006 №26 //  СЗ РД. 31.05.2006. N 5. ст. 279.

13. О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 04.03.2005 № 11//  СЗ РД.  31.03.2005. N 3. ст. 118.

14.  Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Дагестан от 27.02.1992  // Дагестанская правда. N 58. 19.03.1992.

15. О порядке и условиях предоставления информации о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства: Закон Республики Дагестан от 26.12.2008. №65 // Дагестанская правда,   27.12.2008,  N 411-416.

16. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 03.02.2009 №7 // Собрание законодательства Республики Дагестан, 13.02.2009, N 3, ст. 77.

17. Об установлении нормативов плодородия земель сельскохозяйственного назначения и экологической безопасности использования земельных участков на территории Республики Дагестан: Постановление Правительства Республики Дагестан от 27.08. 2010 №311 // Собрание законодательства Республики Дагестан, 31.08.2010, N 16,ст. 800.

18. Об утверждении положения о порядке ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации: Постановление Правительства Республики Дагестан от 21.01.2010 №13// Собрание законодательства Республики Дагестан, 29.01.2010, N 2, ст. 29.

Учебная литература:

1.      Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров – 5 изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 376 с.

2.      Земельное право России. Б. В. Ерофеев. Издательство: Юрайт. Серия: Бакалавр. 2022 г.

3.      Земельное право России Жариков Ю.Г.: учебник /Ю.Г.Жариков.-2-е изд.,стер.- М.;КНОРУС, 2012.-  480 с.

4.      Земельное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.А. Иконицкой.— М.: Юристъ, 2012.- 288 с.

5.      Земельное право: учебник /О. И. Крассов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.- 608с. 

6.      Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров / Г.В.Романова. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.

Специальная  литература:

1.      Боголюбов С.А., Золотова О. Земельное законодательство. Сборник документов. М.: Изд-во Проспект, 2016.

2.      Болтанова Е.С. Место законодательства субъектов Российской Федерации в системе земельного законодательства // Юрист. 2016. N 10. С. 23 — 27.

3.      Галиновская Е.Л. О направлениях развития земельного законодательства // Экологическое право. 2009. № 5/6. С. 40 — 46.

4.      Волков Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. 2012. № 1. С. 40 — 46.

5.      Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений //Журнал российского права. 2011. № 11. С. 33 — 39.

6.      Железнов Д. Изменения в ЗК РФ за 2022 год // ЭЖ-Юрист. 2016. N 4. С. 16.

7.      Романова О.А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // Lex russica. 2016. N 6. С. 132 — 145.

8.      Рузанова В.Д. Вопросы приоритетного действия нормативных правовых актов (норм) (на примере соотношения гражданского и земельного законодательства) // Вестник гражданского процесса. 2016. N 3. С. 293 — 308.

9.      Умеренко Ю.А. Тенденции развития и некоторые проблемы земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 7. С. 90 — 105.

10. Харьков В.Н. Цели и задачи земельного законодательства как основа содержания земельных правоотношений //Экологическое право. 2013. № 2.

11. Чмыхало Е.Ю. Правотворчество в сфере земельных отношений: муниципальный уровень // Экологическое право. 2013. № 6. С. 8 — 12.

12. Чмыхало Е.Ю. Реализация норм Конституции Российской Федерации в земельном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 49 — 51.

  • 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО

2022

/ Гриф УМО СПО

Учебник охватывает все основные темы курса земельного права, преподаваемого в юридических вузах. Раскрываются основные понятия земельного права, анализируются научные работы, нормативные правовые акты и правоприменительная практика. Учтена специфика деятельности правоохранительных органов в области использования и охраны земель.

  • 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов

  • 2022

    / Гриф УМО ВО

    Учебник охватывает все основные темы курса земельного права, преподаваемого в юридических вузах. Раскрываются основные понятия земельного права, анализируются научные работы, нормативные правовые акты и правоприменительная практика. Учтена специфика деятельности правоохранительных органов в области использования и охраны земель.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: