Обзор важных изменений в сфере ЖКХ -2021

Приветствуем Вас, уважаемый посетитель. В этой статье мы обсудим тему Обзор важных изменений в сфере ЖКХ -2021. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что информация окажется Вам полезна

Новый порядок определения платы за ЖКХ

Новая редакция статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством. При этом в соответствии с новым абзацем:

Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Новый порядок капитального ремонта общего имущества

В соответствии с новой редакцией статьи 166 ЖК РФ «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», субъекты РФ больше не определяют своими нормативными и законодательными актами дополнение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, услугами по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления электроэнергии. Такая возможность сохранилась для услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Морозить или повышать

Еще одна история — от нашей читательницы Натальи Викторовны из Пензы: У нас в прошлом году тарифы на вывоз мусора не индексировали. Взносы за капремонт не изменятся в этом. Власти это объяснили тем, что наши доходы не позволяют платить больше. Но вода, газ и электричество дорожают! Почему нельзя ввести мораторий и на них?

Светлана Разворотнева: Теоретически это можно сделать. Но тогда где ресурсные организации возьмут деньги на содержание, ремонт сетей? Для них-то инфляцию никто не отменит.

К тому же у нас реально недооценены ресурсы, например, вода. И водоканалы почти сплошь — банкроты, поэтому они не могут проводить модернизацию и воду нормального качества поставлять. А если у вас тариф ограничен и на тепло, то в результате так «ремонтируют» трубы, что они еще до наступления зимы лопаются…

На вопросы читателей «РГ» С. Разворотнева отвечает в рубрике «Юрконсультация»

Мне кажется, цивилизованный подход — это когда все-таки ресурс стоит столько, сколько он реально стоит. И пусть ФАС это оценивает. Но если он экономически обходится дороже, чем нынешний тариф, то тариф надо поднимать.

А людям, которые не в состоянии платить по такой цене, должна оказываться адресная материальная помощь.

Да… Тарифы поднимут, а субсидии не так-то просто получить.

Светлана Разворотнева: Действительно, сейчас очень многие люди, которые имеют право на получение субсидий, за ними не обращаются. Где-то процедура сложная, где-то информации не хватает.

Зачастую из маленьких поселений нужно ехать в район, чтобы написать заявление. Эту процедуру необходимо упрощать. И, возможно, снижать порог выплаты этих субсидий, как это сделала, например, Москва. Здесь люди имеют право на субсидию в случае, если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 10 процентов совокупного дохода семьи. А в большинстве регионов страны этот порог — 22 процента.

Пандемия заставила россиян заняться обустройством своего дома. Цены на ремонтные работы за год поднялись на 18%. А в некоторых городах средний чек вырос на треть. Если укладка кафеля подорожала на 11%, то поклейка обоев — сразу на 30%

ДОМ.РФ запускает программу социальной аренды жилья

Программу социальной аренды жилья запускает ДОМ.РФ. Первый дом будет представлен в середине декабря в Воронеже. Предполагается, что арендовать жилье в нем смогут семьи, которые стоят в очереди на квартиры

Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.

Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.

Выберите причину нарушения:

Спам/Введение в заблуждение

Проявление нетерпимости и дискриминация

Нарушение моих прав

Мы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра?

Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра

Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ)

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Мусорная реформа

С 01.01.2021 в России вступает в силу новый закон, принятый Госдумой в третьем чтении в конце предыдущего года. В этом акте власти приравняли понятие утилизации и сжигания твердых коммунальных отходов. Например, в Москве планируют мусор сначала сортировать, а потом отправлять на специальные заводы по сжиганию отходов. Это вызвало много протестов со стороны общественности. Активисты даже решили объединиться с целью предотвратить негативные экологические последствия такого решения властей.

Однако новая программа по утилизации ТКО уже начала работать в регионах. Теперь за весь процесс безопасной ликвидации мусора отвечает региональный оператор, выбранный на конкурсе. Плата за такие услуги устанавливается на локальном уровне.

Еще один приоритет в этой сфере заключается в соблюдении правил по сортировке мусора. Для каждого типа отходов — стекло, пластик, бумага — должны выделяться отдельные мусорные контейнеры.  Все это привело к тому, что для населения и для бизнеса возросли тарифы за услугу. Многие россияне оказались недовольны такими нововведениями. Кроме того во многих городах попросту не хватает баков для сортировки ТКО.

Заключение

В 2021 году законодательная база, которая регулирует предоставление услуг ЖКХ, значительно обновится. Во втором полугодии во всех регионах поднимется стоимость коммунальных благ, в среднем на 4%. Однако в некоторых населенных пунктах индекс может достигнуть 5-6%. Также с января были дополнены правила содержания МКД, изменился порядок голосования общего собрания владельцев квартир.

В 2021 коллекторам могут позволить взыскивать долги за коммуслуги. Сейчас такая переуступка права запрещена, однако недобросовестные управленцы часто обходят этот запрет с помощью разных схем.

На портале regulation.gov.ru размещён проекта документа № 02/04/12-19/00097684, наглядно показывающий, что за последние три года «законотворчества» наёмных «экспертов отрасли» и прочих разных «аналитических центров» не возымели результата.

О чём речь? Сейчас узнаете!

Размещённый под указанным номером проект имеет громкое название «Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, и некоторые законодательные акты Российской Федерации» и по замыслу создателей должен вступить в силу с 01.01.2021 года.

Любопытствующие могут обратиться к первоисточнику, а мы раскроем предлагаемые изменения и прокомментируем документ в целом.

Разработчиком документа является Минстрой. В сводном отчёте оценки регулирующего воздействия прямо указано, что изменения нацелены на решение проблемы, которую разработчик сформулировал как «отсутствие достаточного правового регулирования». Так ли это на самом деле? Далее поймёте, почему это, мягко говоря, далеко от правды.

Основанием для разработки документа авторы указали п. 3 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2021 г. № 4714п-П36.

Напомним, что указанный пункт «Дорожной карты» предусматривает принятие федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных сферах или вносящих изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

Осилили всю глубину этих глубин? Как сказал вышеупомянутый Д.А. Медведев в 2021 году во время заседания комиссии по модернизации экономики, «Всё, что я говорю, в граните отливается»…

Исключение установления изъятий это, видимо, запрет ограничения гражданских прав. Но как красиво сказано...

К делу. В проекте предлагается внести изменения в ЖК РФ и Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Почитаем?

Во-первых, органы госвласти РФ в области жилищных отношений (угадали, кто?) получают полномочия по контролю «за соблюдением требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). Для этого в ст. 12 ЖК РФ вводится п. 17.4 соответствующего содержания.

Напомним, что сейчас нормативы устанавливают на региональном уровне. Федерация получает право контролировать состав и обоснованность размера установленного норматива. Насчёт «состава» понятно; есть Постановление № 306, где чётко изложено, что и как считать. А вот «обоснованность размера» — сомнительное новшество. Дело в том, что если считать так, как предписано в Постановлении № 306, размер норматива не может быть необоснованным.

Если авторы законопроекта полагают, что региональные власти могут хитрить даже действуя строго по инструкции (ПП 306), то мы смеем ответить, что наделение всем известного ведомства новым полномочием необязательно; есть не только положительная судебная практика по оспариванию региональных НПА по вопросу нормативов, но и органы прокуратуры, которая давно и упорно надзирает за соблюдением законодательства. В цивилизованном государстве протеста прокурора должно быть достаточно для того, чтоб авторы «необоснованного размера норматива» опомнились... Не так?

Во-вторых, и это связано с «во-первых», региональные органы ГЖН лишаются полномочий по выявлению и пресечению «нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)», «требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования», «соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы». Соответствующие положения исключаются из ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Упоминание о «фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)» исключается из перечисленных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ оснований для внеплановой проверки органами ГЖН.

Вроде всё понятно, да только смущают слова про наёмные дома социального использования: никому пока данный вопрос не передан, повис в воздухе. Кстати, а есть ли в стране «наёмные дома социального использования» вообще? Кто знает, отзовитесь.

Что радует (пока), так это исключение полномочия регионального ГЖН проверять соблюдение предельных индексов изменения размера платы. Речь не об индексации как таковой, тут всё пока плохо, а о том, что случаются предписания о перерасчёте платы именно ввиду превышения предельного индекса. Один такой случай был рассмотрен в блоге недавно.

В-третьих, и это основное изменение, муниципальный жилищный контроль исчезает полностью. Авторы законопроекта предлагают исключить части 1.1, 2.1, 2.2 ст. 20 ЖК РФ, вычеркнуть упоминание МЖК из частей 3, 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

Соответствующее изменение предлагается также внести в п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, — исключить из числа вопросов местного значения муниципальный жилищный контроль.

В связи с этим хотим отметить, что существующие «муниципальные жилищные инспекции» должны быть распущены за ненадобностью. С чиновниками, впрочем, ничего страшного не случится. Вряд ли мы сможем наблюдать на бирже труда наплыв бывших муниципальных чиновников, оказавшихся безработными...

В-четвёртых, нововведение для тех, кто окончательно запутался в подлинниках и копиях протоколов общих собраний и в том, кому передавать копию, а кому оригинал. Инициатор ОСС будет обязан представить копию протокола и решений в управляющую организацию, правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива.

Мы со своей стороны смеем заметить, что авторы не учли «подставу» ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ:

«Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет».

Таким образом, инициатор ОСС передавать в управляшку/ТСЖ будет копии, а те уже как-то будут «рожать» для органа ГЖН оригиналы…. И то верно, зачем СРАЗУ писать хорошие законопроекты? Можно же ж процесс на годы растянуть... Точечно править ЖК РФ, не дочитывая даже до ч 1.1 той статьи, которую хочешь поправить…

Усугубляется ситуация вот чем. Сейчас инициатор ОСС при непосредственном способе управления МКД передает подлинник протокола и решений в орган ГЖН. Так вот авторы законопроекты предлагают данное положение из ч. 1 ст. 46 ЖК РФ исключить. Кому понесёт и что понесёт инициатор, живущий в МКД «на непосреде»? Видимо, это мелкий вопрос для гигантов мысли и отцов демократии.

В-пятых, обязанность ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию реестра членов ТСЖ в орган ГЖН предлагается отменить, исключив данное положение из п. 9 ст. 138 ЖК РФ.

Вероятно, оно и правильно. Мы живём в цифровую эпоху и не тащим в чужие кабинеты всякую ересь. Мы её засунем прямо в ГИС ЖКХ, например… А почему нет?

В-шестых, и это бомба, так что приготовьтесь, обопритесь на жёсткое. Если стоите, сядьте. Если сидите, лягте, чтоб не упасть со стула от истерического хохота... КР СОИ будет выведен из состава платы за содержание. Нет, обратно коммунальной услугой КР СОИ не станет.

Для нанимателя и для собственника плата «за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» становится отдельной строкой.

Соответствующие изменения предлагаются в п. 2 ч. 1 и п. 1. ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (исключают оттуда КР СОИ). Вводятся п. 2.1 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ и п. 1.1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (отдельное указание КР СОИ).

Почти возвращение блудной коммуналки…. Ни в коммунальных услугах, ни в содержании КР СОИ так и не прижился. Так и быть, побудет пока отдельной строчкой в платёжках….

В-седьмых, ч. 10 ст. 161 ЖК РФ предлагается официально признать умершей утратившей силу. Нерабочий труп лежал в ЖК РФ полгода...

В-восьмых, (и тут мы вспомним, что МКЖ исчезает), муниципалитеты теряют право внеплановой проверки управляющей организации по жалобам о невыполнении договора управления с последующим инициированием ОСС для принятия решения о расторжении договора управления. Соответственно, ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ предлагают исключить.

Да, это связано с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, поняли? Теперь ОМСУ не помощник ретивым собственникам.

В-девятых, с ОМСУ, управляющих организаций и ТСЖ снимут обязанность предоставлять гражданам по запросу информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

С муниципалитетов к тому же предлагают снять обязанность предоставлять гражданам по запросу информацию о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение.

Соответственно, ч. 2 и ч. 3 ст. 165 ЖК предлагают исключить.

Выглядит логично. Приветствуем предложенное изменение, ибо это избавит нас от необходимости отвечать на заявления «дайте-мне-всю-информацию-за-сто-лет-с подробным-обоснованием-и-заверенными-копиями-всех-бумаг».

В-десятых, и это положит страшный конец дилетантам в органах управления ТСЖ. Предлагается установить обязанность председателя правления ТСЖ иметь квалификационный аттестат. Соответственно, прямое указание будет в ч. 1 ст. 202 ЖК РФ.

Мы только «за». Это позволит отсеять откровенных «граждан СССР» и «я-сама-юрист-сто-лет-стажа» от управления ТСЖ. Ожидаем, что «кадры» будут омоложены, а косвенно можем ожидать, что до членов правления каждого ТСЖ дойдёт, какого качества законы действуют.

P.S.: Регуляторная гильотина явно промахнулась. Цель не достигнута, проблема «отсутствия достаточного правового регулирования» решена варварски: вместо наведения порядка «на нижних этажах» предложено «пустить в расход» муниципальный жилищный контроль, заодно и часть полномочий забрать у регионов «наверх»… Перекладывание «из штанины в штанину» КР СОИ и аттестация председателей ещё живых пока ТСЖ погоды не делают.

Возможно, что мы ошибаемся. Ведь уже есть Законопроект № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Именно он предлагается как один из краеугольных камней прекрасной системы, работающей чётко и оперативно.

Однако, у нас обоснованные сомнения в том, что это получится. Люди, не разобравшиеся в оригиналах и копиях протокола ОСС в рамках одной статьи ЖК РФ, неспособны ни на что.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2021». Вся необходимая информация тут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: