Добрый день, дорогой гость. В этой статье пойдёт разговор про Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Надеемся, что информация окажется Вам полезна
Комментарий к Статье 39.30 Земельного кодекса РФ
Предпосылкой к законодательному закреплению необходимости передачи земельных участков из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность явился факт нахождения в собственности РФ земельных участков, не используемых в целях, непосредственно связанных с полномочиями РФ в различных государственных сферах <1>.
———————————
<1> См.: рекомендации парламентских слушаний на тему: «О проекте Федерального закона N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству: komitet3.km.duma.gov.ru.
До введения в ЗК РФ главы V.1, предусматривающей условия и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ, законодатель регулировал вопросы передачи земельных участков от одного публичного собственника другому применительно к конкретному виду таких земельных участков <1> либо исходя из того, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности, используются органом государственной власти или органом местного самоуправления другого уровня <2> для реализации своих полномочий <3>.
———————————
<1> Например, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2021 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365) в муниципальную собственность поселений и городских округов, а также в государственную собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат передаче земельные участки в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков), а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
<2> См.: ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2021 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
<3> Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2021 г. N 8-П, положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2021 г. N 122-ФЗ применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Однако комментируемая статья демонстрирует новый подход законодателя к регулированию вопросов, связанных с передачей земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность и в собственность субъектов РФ, который указывает на «массовый» характер такой передачи. При этом в данной статье используется «остаточный» принцип, заключающийся в перечислении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность или в государственную собственность субъектов РФ.
Такие земельные участки можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести земельные участки, которые могут находиться только в собственности РФ (например, земли лесного фонда <1>), ко второй — земельные участки, используемые или планируемые для использования в целях осуществления государственных полномочий РФ (например, земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории), а в третью группу включить земельные участки, применительно к которым уполномоченными государственными органами РФ приняты решения о дальнейшем использовании для определенных целей (например, для целей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2021 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» <2>).
———————————
<1> См.: статья 3 Федерального закона от 4 декабря 2021 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса России» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
<2> СЗ РФ. 2008. N 30. Ст. 3617.
Кроме того, предусматривается необходимость передачи в муниципальную собственность или государственную собственность субъектов РФ земельных участков сельскохозяйственного назначения, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования. Понятие ненадлежащего использования земельного участка раскрывается в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК.
Исходя из п. 3 комментируемой статьи предусмотренный данной статьей порядок не применяется к находящимся в федеральной собственности земельным участкам, для передачи которых из федеральной собственности законодательством предусмотрены особые правила. В частности, к таким федеральным законам следует отнести Федеральный закон от 8 декабря 2021 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2021 г. N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Порядок безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
7263
Земли федеральной собственности
В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.
Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:
- признанные федеральным владением в законодательном порядке;
- ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
- полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.
Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность
Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.
Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.
В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.
Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли
Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:
- кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
- схема расположения территории, если межевание отсутствует;
Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка
Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:
- Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
- Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
- Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
- Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.
Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность
Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:
- Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
- Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
- Схема расположения участка не утверждена.
- Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.
Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.
Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.
Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.
Частный случай
Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.
Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.
Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
- В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
- Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
- На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
- В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
- В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
- В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.
Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.
Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.
Список законов
- Статья 17 ЗК РФ
- Статья 39.30 ЗК РФ
- Статья 39.31 ЗК РФ
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ЗК РФ
-
Приказ Росстата от 27.11.2021 N 737
«Об утверждении Официальной статистической методологии расчета макроэкономических показателей, характеризующих продуктивность и интенсивность использования природных ресурсов»
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2021 N 48-П
«По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Волкова»
-
Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 24.11.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»
Все документы >>>
-
Подписывайтесь на наш канал в >>> Яндекс
Дзен