Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности

Добрый день, дорогой посетитель! Сегодня мы поговорим по теме: Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно! Приятного чтения

Правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Главой 3 Гражданского кодекса РФ, а также Главами 4 и 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Эти нормативные акты советую прочитать в оригинале, ниже изложены лишь основные их положения без ссылок на отдельные пункты и статьи этих глав:
 

(1) Опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Опекуны вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах только если:

  • по договору об осуществлении опеки вознаграждение опекуну выплачивается за счет доходов от имущества подопечного, либо

  • орган опеки вместо выплаты этого вознаграждения разрешил опекуну безвозмездно пользоваться имуществом подопечного.

Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну или попечителю не передается.
 

(2) Согласно п. 1 ст. 37 Гражданского Кодекса РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В соответствии с п. 10 Письма Минобразнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» в целях оптимизации работы органы опеки и попечительства могут (но не обязаны) рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на один год).
 

(3) В соответствии с пп. 3, 3.1 и 3.2 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун вправе вносить денежные средства подопечного на счет или счета, открытые в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам (в 2021 году — 1 400 000 рублей максимум). Расходование денежных средств подопечного, внесенных в банки, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений п. 1 ст. 37 Гражданского Кодекса РФ. Опекун предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет.

Внимание! Согласно п. 1 ст. 37 Гражданского Кодекса РФ суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с Главой 45 Гражданского кодекса РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В случае, если суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, превышает предусмотренный Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам, банк не позднее следующего рабочего дня уведомляет опекуна или попечителя, а также орган опеки и попечительства о сумме такого превышения и о последствиях такого превышения. Эти требования распространяются также на денежные средства, находящиеся на номинальном счете, который открыт опекуну или попечителю и бенефициаром по которому является подопечный, при этом такой номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного. 

Подробнее о номинальных счетах: какие банки вправе открывать, каков порядок использования?
 

(4) В соответствии с п. 2 ст. 37 Гражданского Кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Подробнее

Правила предоставления предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, установлены в ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Так, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать (а попечитель не вправе давать согласие на совершение) сделок по (пп. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона РФ т 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

  • по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог,

  • по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению),

  • сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей,

  • любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

  • в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;

  • во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при: (а) отказе от иска, поданного в интересах подопечного; (б) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; (в) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В п. 10 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» даны пояснения о сроках действия предварительного разрешения, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение (к сожалению, в законодательстве РФ эти вопросы не урегулированы). Так, исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов РФ, Минобразования и науки РФ рекомендует:

  • выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;

  • решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка;

  • в целях оптимизации работы органа опеки и попечительства рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на 1 год).

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в отношении распоряжения имуществом подопечных исключительно в письменной форме. Поэтому в том случае, если сотрудник ООП в устной беседе заранее отказывает в выдаче предварительного разрешения на распоряжение теми или иными выплатами, советую тем не менее подать письменное заявление с подробным перечнем предполагаемых расходов, приложив все возможные подтверждающие документы (рецепты на лекарства, предписание педиатра на прием витаминов или проведение оздоровительных процедур, прейскуранты на соответствующие услуги и т.п.). Ответ от сотрудника ООП следует требовать тоже только в письменной форме, в т.ч. и отказ. Только в этом случае можно рассчитывать на ответственное отношение к финансированию потребностей вашего приемного ребенка.

Что следует знать о доверительном управлении ООО

Занятие малым и средним бизнесом может выражаться в различных формах. Наиболее распространенным способом ведения предпринимательской деятельности является учреждение юридического лица, официально зарегистрированного в виде общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество или компания, предприятие). При этом деятельность любого ООО в нашей стране не всегда проходит ровно и гладко даже, несмотря на постоянные обещания властей разного уровня о введении послаблений для бизнесменов. Часто возникает ситуация когда при наличии помощи со стороны местной власти трудности все равно появляются. Это, как правило, жизненные неприятности, от которых не застрахован любой человек, а уж бизнесмен тем более. Речь идет о преждевременной и потому неожиданной кончине одного из создателей предпринимательского предприятия. В результате этого трагического обстоятельства в бизнесе возникают бесхозные активы, отсутствие владельца которых может негативно отражаться на состоянии даже весьма успешного дела. Главной причиной появления отрицательных последствий для компании является наличие определенного промежутка бесхозности определенной части активов или целиком всего бизнеса. То есть неожиданно возникает период времени, когда нет хозяина всего предприятия или его части. Этот бесхозный период составляет время от факта официальной регистрации кончины хозяина бизнеса до появления нового владельца на любом законом основании, например, путем вступления в наследство, покупки и т.п.

            Действующее законодательство ответственность за устранение проблем подобного рода возлагает на оставшиеся субъекты правоотношений за счет предоставления им прав для принятия мер по устранению возникшей неопределенности вполне официальным способом. А именно путем применения механизма доверительного управления.

Доверительное управление компанией — что это такое?

            Действующее гражданское законодательство (статьи 2021 и 1173) предусматривает применение определенного механизма защиты прав предпринимателя и его активов (имущества, денег, ценных бумаг и пр.) без его участия. Это допускается в случае, когда владелец бизнеса (при единоличном учреждении компании) или его части (при создании бизнеса двумя и более лицами) физически не может управлять принадлежащими ему активами по причине смерти. Новый хозяин, к сожалению, может приступить к управлению бесхозными активами не ранее 6 месяцев, как это и определено наследственным правом. А как быть с имуществом, деньгами, ценными бумагами и другими материальными ценностями, оставшимися на этот достаточно длинный период без защиты прав их владельца и возможности управления данной частью предпринимательского дела?

Важно знать, что в течение этого шестимесячного периода на вполне законных основаниях существует некая правовая неопределенность в отношении состава участников ООО. Данный факт неоднократно подчеркивался в решениях Президиума Высшего Арбитражного Суда (№ 12653/11 от 27.03. 2021 г.), а также Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (№ Ф07-10421/2013 от 03.02.2014 г.). Данная неопределенность может служить причиной нарушения баланса интересов между возможными претендентами на существующий бизнес вплоть до прекращения его деятельности. Чтобы исключить негативные последствия для бесхозного бизнеса или его части, а также исключить возможные злоупотребления в отношении ушедшего из жизни бизнесмена законодательно предусмотрено введение режима доверительного управления. Что это такое?

            Процедура доверительного управления компанией или частью её активов представляет собой официальное поручение постороннему лицу руководить активами от имени хозяина с целью защиты интересов предпринимателя и получения ожидаемой прибыли. Такое постороннее лицо выступает в качестве доверенного лица или временного управляющего (руководителя), оказывающего возмездную услугу (работает за деньги) хозяину бизнеса или части его активов на основе специального договора, именуемым договором о доверительном управлении.

            Действия временного управляющего определены положениями главы 52 второй части Гражданского кодекса. Поскольку речь идет об ООО, то следует отличать доверительное управление, определенное гражданским законодательством, от представления интересов владельца по доверенности. Такой механизм предусмотрен Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 32) и именуется доверенным представительством.

Отличие доверенного представительства в компании от временного доверительного управления бизнесом

            Согласно законодательству, регулирующему отношения в ООО, любой учредитель компании может участвовать в её управлении лично или через своего доверенного представителя. Указанное лицо наделяется полномочными правами представлять интересы владельца активов общества на его общем собрании. Для этой цели такой человек обязан иметь нотариально заверенную доверенность на исполнение доверенных ему прав и обязанностей истинным владельцем активов компании. Наличие доверенности является правовой основой представления интересов поручителя в объемах, указанных в доверительном документе. Суть доверенного представительства состоит в действии доверенного лица от имени истинного хозяина активов, выступающего в роли доверителя. При этом доверенный реализует права и обязанности по управлению бизнесом только в рамках отведенных ему полномочий. То есть лицо, осуществляющее доверенное представительство, может быть ограничено в своих действиях. При этом доверенный уполномоченный не включается в состав учредителей бизнеса (там числится истинный владелец) и не заносится в ЕГРЮЛ, так как не является учредителем компании. Однако он вправе участвовать с правом решающего голоса в общем собрании общества как высшего органа управления предприятием с последующим внесением о его присутствии в протокол собрания.

            При временном доверительном управлении уполномоченное лицо действует от своего имени, но исключительно в интересах хозяина управляемых активов. Для этой цели с человеком, претендующим на роль временного управляющего, заключается договор о доверительном управлении в соответствии с требованиями главы 53 Гражданского кодекса.

            Другой отличительной особенностью деятельности доверенного представителя выступает принадлежность выдачи разрешения на такой способ управления активами только их истинному владельцу. Разрешением на деятельность по доверенному представительству служит нотариально заверенная доверенность на любые или определенные действия по усмотрению хозяина.

Доверительное управление компанией имеет свои отличительные особенности.

Некоторые характерные особенности доверительного управления ООО

            Решение о введении доверительного управления в отношении всей компании или части её свободных активов путем подписания соответствующего договора согласно действующим нормам гражданского законодательства принадлежит следующим лицам:

  • нотариусу, выступающему в качестве ответственного лица, ведущего наследственное дело умершего хозяина активов, подлежащих наследованию;
  • лицом, исполняющим завещание бывшего владельца бизнеса на основании имеющегося завещания (исполняющий завещание представитель).

Другими словами право по инициированию и последующему заключению договоров доверительного управления предоставлено как нотариусу, так и исполняющему последнюю волю усопшего, выступающему в качестве исполнителя завещания (пункт 4 статьи 2021 и статья 2021 Гражданского кодекса). Однако возможности у этих лиц различны. Более широкий круг задач может решать нотариус. Он может давать поручения, касающиеся управления и охраны наследуемых активов компании, территориально разнесенных с местом открытия наследства. Кроме того, только нотариус может описать имущество подлежащее наследованию. А вот исполнитель завещания такие действия самостоятельно выполнить не может. Для этого он обязан согласно пункту статьи 2021 Гражданского кодекса обратиться к нотариусу.

Вместе с тем разные возможности указанных лиц не исключают самостоятельной реализации ими отдельных мер, направленных на организацию своевременного и качественного временного управления бесхозными активами с целью их защиты и сохранения. При этом должно соблюдаться одно из основных законодательных требований, состоящее в отсутствии противоречий или взаимоисключений проводимых мероприятий вызванных их несогласованностью (подпункт 2 пункта 2 статьи 2021 Гражданского кодекса).

Другой особенностью организации процедуры временного управления является право инициирования заключения договора о защите освободившихся активов и их доверительного управления путем подачи нотариусу, открывшего дело по наследованию активов, соответствующего заявления. Такая возможность предоставляется следующим лицам:

  • любому или нескольким наследникам активов оставшихся после кончины их владельца;
  • компании как юридическому лицу. Заявление может быть подано нотариусу наемным руководителем фирмы (определение Высшего Арбитражного Суда № ВАС-12653/11 от 23.01.2012 г.);
  • действующим членам общества (пункт 4 Методических рекомендаций «О наследовании долей в уставном капитале ООО», утвержденных Координационным методическим советом нотариальных палат от 29 мая 2021 г.);
  • инвесторам и кредиторам, а также органам опеки и попечительства, органам местной власти либо иного лица заинтересованного в сохранении бесхозных активов (пункт 2 статьи 2021 Гражданского кодекса).

По заявлению вышеперечисленных людей и лиц нотариальная палата, открывшая и ведущая наследственное дело, или исполнитель завещания обязаны принимать надлежащие меры по сохранности и организации доверительного управления бесхозными активами компании. Следует отметить, что гражданское законодательство не устанавливает форму такого заявления. Данное обстоятельство позволяет подавать указанные заявления, как в бумажной форме, так и в устном обращении, что часто и применяется на практике.

            После подачи заявления следующим важным вопросом всегда выступает выбор кандидатуры на должность временного управляющего.

Требования к лицу, претендующему на временное доверительное управление

Организация временного руководства бесхозным предприятием, имуществом или свободными долями уставного капитала, по сути, преследует две цели. Первая цель – не допустить «разбазаривания» активов, оставшихся после кончины их владельца, и тем самым сохранить достигнутый уровень работы всей компании. Второй целью является увеличение прибыли за счет умелого руководства компанией, действующей на конкурентоспособном уровне. Обе цели особенно актуальны в случае смерти единственного учредителя компании. Ведь предприятие минимум 6 месяцев останется без присмотра, что создает благоприятные условия для различных злоупотреблений вплоть до рейдерского захвата. По этой причине выбор кандидатуры на должность временного управляющего компанией или её долями в уставной капитализации представляется важной и достаточно сложной задачей.

            Гражданское законодательство (пункт 1 статьи 2021 Гражданского кодекса) определяет, что доверенным управляющим может выступать любой гражданин или организация, удовлетворяющие следующим основным требованиям:

  • претендентом может выступать гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
  • любой гражданин, претендующий на должность временного управляющего, не вправе быть заинтересованным лицом, то есть он не может являться наследником либо претендовать на освободившиеся активы на любом другом законном основании;
  • в качестве претендента на право выполнения функций доверительного управления может быть выбрана компания, являющаяся организацией коммерческого типа (кроме унитарного предприятия);
  • кандидат может быть представлен некоммерческой организацией (кроме учреждения);
  • не допускается в качестве временного управляющего использовать государственные и местные органы, а также заинтересованные лица, претендующие на получение определенной выгоды от доверительного управления.

С человеком или организацией, удовлетворяющим вышеперечисленным требованиям, заключается договор на доверительное управление. На основе этого договора в дальнейшем осуществляется временное руководство бизнесом или его частью либо имуществом, деньгами, ценными бумагами и прочими материальными ценностями до вступления нового хозяина в законные права.

            Кроме вышеизложенных требований, установленных на законодательном уровне, к претендентам на должность временного поверенного в делах управления компанией, следует помнить о житейских требованиях. Среди них главными является профессионализм будущего временного руководителя и его человеческая порядочность. Ведь нельзя исключать, что в результате доверительного управления вместо повышения прибыли можно потерять ранее хорошо отлаженное дело. Вот только работу такого горе — руководителя все равно придется оплатить. По этой причине к выбору доверительного управляющего следует подходить со знанием дела. Часто в этом вопросе необходима помощь профессиональных специалистов, умеющих принимать правильное решение не на интуиции, а на основе оценки предстоящих рисков с учетом реальных возможностей всех кандидатур на должность временного управляющего.

            ТАРП СВАО имеет солидный опыт (более 20 лет) работы в сфере регистрации предприятий малого и среднего бизнеса с сопровождением их деятельности «под ключ». Нашими услугами воспользовались более 1 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей, которые и в настоящий момент успешно функционируют на рынке. Мы окажем помощь в решении следующих задач:

  • регистрация предпринимательского дела «под ключ» и его сопровождение с целью достижения запланированного результата;
  • оказание помощи по вопросам доверительного управления ООО;
  • консалтинговые услуги по решению вопросов, касающихся судебно – претензионной работы;
  • консультирование по вопросам финансового мониторинга, проводимого с целью определения возможного дохода от реализации бизнес — идеи;
  • обращение в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей по различным проблемным вопросам.

Обращайтесь, мы всегда готовы оказать посильную помощь.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к  объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для  осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

 При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Популярные термины

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Все термины →

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

    статье.Право оперативного управления.Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То … имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы ... за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться ... собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объектПостановление …

  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы

    … . Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное ... движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества ... учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения ... закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том … имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет ...

  • Налог на имущество казенного предприятия

    является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в ... на праве оперативного управления.Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления ... объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем … имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, ...

  • Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года

    государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 ...

  • Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя

    которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом ... , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким … прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании ... , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется … платной деятельности;5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом.[1] ...

  • Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости

    .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2021; ... государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой ... вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 … до даты государственной регистрации права оперативного управления0150 000Передача ... свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления:по актуализированной кадастровой стоимости ...

  • Применение МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации

    … и государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.Объект концессионного соглашения и иное …

  • Обзор арбитражной практики по погашению обязательств автономных учреждений

    … имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо … , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом ...

  • Новшества в учете нефинансовых активов

    В части основных средствЗакреплено право оперативного управления на объекты основных средств4 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)0 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)0 ... В части материальных запасовЗакреплено право оперативного управления объектом материальных запасов4 105 …

  • Списание автомобиля: согласование, оформление, учет

    автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания ... автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания ... учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона … за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)0 …

  • Зачем страховать имущество АУ и какова процедура заключения и исполнения договора страхования?

    учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех … учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех … учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления.По мнению автора, наиболее соответствует … договора;лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления;лицо, пользующееся имуществом на основе ...

  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

    имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного ... , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного ... имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;22) объем средств, полученных ... имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;23) общая балансовая (остаточная) … имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется …

  • Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности

    до представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных ... получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание ... в пользование», при условии, что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено ... записки.Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а …

  • Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства»

    … которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов основных средств … учреждения во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применявшийся ... учреждений во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами ... или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования ...

  • Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета

    прекращения на активы права собственности (права оперативного управления) 1 401 40 2021 ... -продажи имущество до момента прекращения права оперативного управления*Забалансовый счет 26 960 000 … 320 000По факту прекращения права оперативного управления имуществомОтражено списание начисленной амортизации ... -продажи до прекращения права собственности (права оперативного управления) в отношении такого имущества информацию ...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: