Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

Добрый день, уважаемые посетители. В этой статье поднимается тема Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что информация Вам пригодится

Комментарий к Статье 18.8 КоАП РФ

Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом (дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, МИД России, а также МВД России) разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ (ст. 20 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако регистрации не подлежат: главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок не более трех дней; иностранные граждане — моряки, являющиеся членами прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта РФ, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств (ст. 25 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Обыкновенные визы подразделяются на:

1) частные, выдаваемые на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица;

2) деловые, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок;

3) туристические, выдаваемые на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

4) учебные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении;

5) рабочие, выдаваемые иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год;

6) гуманитарные, выдаваемые на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи;

7) визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, выдаваемые иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, территории закрытых военных городков, зоны проведения контртеррористических операций, зоны экологического бедствия, пограничная зона, объекты и организации Вооруженных Сил РФ, объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Транзитная виза выдается на срок до 10 дней. Однако она не требуется в случае транзитного проезда иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей.

Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляется МИД России, а в случае въезда в Россию по приглашению гражданина Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми приглашение оформляется ОВД на основании его письменного заявления.

Существует исчерпывающий перечень оснований для отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень оснований, по которым выезд из Российской Федерации может быть ограничен (ст. 27, 28 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, влекущих административное выдворение за пределы РФ, рассматриваются судьями районных судов, а в остальных случаях — должностными лицами ОВД.

Другой комментарий к Ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства.

Основные положения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Законом СССР от 24 июня 2021 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», Правилами пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 2021 г., Федеральным законом от 15 августа 2021 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

2. Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ.

Иностранные граждане, находящиеся в РФ, обязаны иметь при себе заграничные паспорта или заменяющие их документы, зарегистрированные в установленном порядке.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане представляют для регистрации свои заграничные паспорта по прибытии в пункт назначения в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни.

Освобождаются от регистрации заграничных паспортов: главы государств и правительств зарубежных стран, члены парламентских и правительственных делегаций, технический персонал этих делегаций, члены семей перечисленных лиц; лица, прибывшие в РФ по паспортам, выданным ООН; иностранные граждане, не достигшие 18-летнего возраста; иностранные граждане, прибывшие в РФ на праздничные и выходные дни или на срок до трех суток в обычные дни и выезжающие из РФ в течение этих дней; иностранные туристы, совершающие круизы; члены экипажей иностранных военных кораблей и военных самолетов, прибывших в РФ в установленном порядке; лица, входящие в состав экипажей иностранных невоенных судов; лица, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения; лица, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении.

Регистрация осуществляется в:

МИД России и его органах — лиц, прибывших по линии данного министерства;

российских принимающих организациях — лиц, прибывших по линии этих организаций на срок, не превышающий трех месяцев;

гостиницах — всех проживающих в них иностранных граждан независимо от цели прибытия и срока пребывания их в РФ;

органах внутренних дел — иностранных граждан во всех остальных случаях.

Действие регистрации иностранным гражданам продлевается МИД России, органами внутренних дел и гостиницами. Российские принимающие организации могут продлить действие регистрации на срок, не превышающий трех месяцев. Продление действия регистрации производится после продления срока действия визы на выезд из РФ.

3. По общему правилу, иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами, при условии уведомления о поездке.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ по линии российских принимающих организаций, уведомляют о поездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ или прибывшие в РФ по частным делам, в том числе в качестве гостей сотрудников постоянных иностранных представительств в РФ, уведомляют органы внутренних дел.

По прибытии в пункт назначения иностранные граждане должны зарегистрировать свое временное пребывание в гостиницах или в органах внутренних дел либо в российской принимающей организации.

Иностранные граждане, изменившие место пребывания в РФ в нарушение указанного порядка, обязаны по требованию органов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания или следовать в соответствии с избранными пунктами назначения.

Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2021 г. утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Въезд иностранных граждан на такие территории согласовывается принимающими организациями с ФСБ России и его органами на местах. Органы государственной безопасности принимают решение о допуске иностранных граждан для посещения этих территорий по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами или их территориальными органами.

4. Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, проживают в гостиницах или на иной жилой площади (независимо от принадлежности ее к тем или иным видам жилищного фонда) по своему выбору, с уведомлением российских принимающих организаций, постоянных иностранных представительств, а также лиц, пригласивших их в РФ по частным делам.

Иностранные граждане обязаны выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

5. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Виза с правом на остановку на территории РФ может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

6. Объективную сторону правонарушения образуют следующие нарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства:

несоблюдение установленного порядка регистрации, передвижения, выбора места жительства;

уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания;

несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ.

7. Субъектами правонарушения выступают иностранные граждане или лица без гражданства.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Комментарий к Ст. 18.8 КоАП РФ

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются общественные отношения, возникающие в связи осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении:

— правил въезда в Российскую Федерацию;

— правил пребывания (проживания) в Российской Федерации, т.е. въезд в Российскую Федерацию в нарушение правил миграционного учета, передвижения или выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

— обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, когда это установлено федеральным законом.

Порядок въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регламентируется гл. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Под режимом пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства следует понимать совокупность установленных действующим миграционным законодательством правил, касающихся правил въезда на территорию Российской Федерации (см. ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ), регистрации по месту пребывания и месту жительства (миграционному учету), выбора места пребывания или жительства (см. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»), правил передвижения, правил транзитного следования через территорию Российской Федерации (см. ст. 29 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Субъектом рассматриваемого состава административного правонарушения являются исключительно иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

2. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации:

— без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

— при утрате документов, дающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и неподаче заявления об их утрате в миграционный орган;

— связанным с уклонением от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Субъект — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, характеризуется нарушением правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой. Особенностью состава рассматриваемого административного правонарушения является цель правонарушения. Цель въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и лица без гражданства определяет вид визы, выдаваемой указанным лицам, которые могут быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (см. ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Субъект — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

4. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, идентичная объективной стороне, предусмотренной ч. ч. 1, 1.1 и 2 настоящей статьи. Особенностью объективной стороны данного состава является место совершения указанного административного правонарушения, каковым являются г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московская или Ленинградская области.

5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, идентичная объективной стороне, предусмотренной ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Квалифицирующим признаком объективной стороны состава данного административного правонарушения является признак повторности в течение года совершения противоправных действий или бездействий, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи. Повторным признается совершение административного правонарушения, которое совершено лицом, ранее в течение года подвергшимся административному наказания за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи. Согласно КоАП РФ данный квалифицирующий признак является отягчающим административное наказание обстоятельством. Повторность совершения административного правонарушения влияет не только на назначение административного наказания, как отягчающее обстоятельство, но и на саму квалификацию указанного противоправного деяния.

6. Для уяснения смысла примечания к ст. 18.8 КоАП РФ — см. комментарий к ст. 3.10 КоАП РФ.

Навигация по записям

← Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации
Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства →

Комментарии к ст. 18.8 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.

2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).

3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

5. Федеральным законом от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.

6. В гл. V Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2021 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2021 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2021 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).

7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.

Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ).

8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

9. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

10. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

11. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

12. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Опубликовано: 25 августа 2021

Создано: 25 августа 2021

Обновлено: 04 июня 2021

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Спасибо! Ваша заявка принята. Мы свяжемся с Вами в течении 10 минут.

Ваше обращение не отправлено. Возможно отсутствует интернет соединение. Попробуйте отправить повторно.

ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Не выходя из дома, вы можете задать юристу бесплатно любые вопросы по номеру горячей линии 8 (800) 201-48-16. Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы также можете, не затратив ни копейки. Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями? Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу. За нее Вам также не придется платить.

2021 Юридическая компания «Консультант»

Статья 18.8. КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.

2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).

3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

5. Федеральным законом от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.

6. В гл. V Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2021 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2021 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2021 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).

7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.

Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ).

8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ).

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину и лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением вынужденной остановки (стихийных бедствий, необходимости ремонта транспортного средства, болезни и др.). В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производится органом по контролю и надзору в сфере миграции в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

9. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

10. Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

11. Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

12. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также судьи районных судов, с учетом возможного назначения административного выдворения за пределы РФ (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Комментируемая ст. 18.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2021 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15 августа 2021 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон N 114-ФЗ)).

Под визой понимается выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза может быть однократной, двукратной и многократной (ст. 25.2 Закона N 114-ФЗ).

Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.

Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию.

Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 2.1 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2021 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Существует исчерпывающий перечень оснований для отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень оснований, по которым выезд из Российской Федерации может быть ограничен (ст. ст. 26, 27, 28 Федерального закона N 114-ФЗ).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом N 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда:

а) на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания;

б) либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство;

в) либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ;

г) либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2021 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: