Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками

Здравствуйте, уважаемый посетитель. В этой статье пойдёт разговор про Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ предусмотрена замена права безвозмездного срочного пользования на право безвозмездного пользования. Это связано с общей тенденцией гармонизации земельного и гражданского законодательства и направлено на исключение споров о правовом регулировании данного права.

Так, безвозмездное пользование урегулировано главой 36 ч. 2 ГК РФ. Предмет договора безвозмездного пользования определен ст. 689 ГК РФ, согласно которой по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Законом 171-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом, согласно которому договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. Необходимость такого уточнения связана с тем, что целый ряд особенностей заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (порядок заключения, стороны, сроки и др.), предусмотрен главой V.1 ЗК РФ.

Важно также отметить, что в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 171-ФЗ земельные участки, предоставленные до 1 марта 2021 г. в безвозмездное срочное пользование, считаются предоставленными в безвозмездное пользование. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие слова «безвозмездное срочное пользование», не требуется.

В качестве новеллы следует обратить внимание, что Законом N 171-ФЗ основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перенесены в ст. 39.10 ЗК РФ. При этом перечень таких оснований претерпел существенные изменения (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ).

Комментируемой статьей предусмотрено, что земельные участки (независимо от формы собственности) могут предоставляться в безвозмездное пользование в виде служебного надела. Хотя п. 2 комментируемой статьи регулирует вопросы предоставления служебных наделов без указания формы собственности на земельные участки, исходя из содержания данного пункта, а также принимая во внимание основные принципы гражданского законодательства (прежде всего свободу договора), представляется, что положения указанной нормы подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С 1 января 2021 г. п. 2 комментируемой статьи излагается в новой редакции <1>. Так, уточняется, что в качестве служебных наделов могут предоставляться являющиеся таковыми земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что возможность предоставления земельных участков из земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ранее также была предусмотрена ст. 10.2 Федерального закона от 4 декабря 2021 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2021 г. N 32-ФЗ), п. 5 ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 2021 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
———————————
<1> Федеральный закон от 23 июня 2021 г
. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» (СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3875).

При этом предоставление земельных участков в качестве служебных наделов осуществляется в безвозмездное пользование в соответствии с комментируемой статьей.

В целом изменения, вступающие в силу с 1 января 2021 г., направлены в основном на уточнение сфер деятельности организаций, работники которых имеют право на получение служебных наделов, и фактически не меняют существующее правовое регулирование.

Согласно п. 2 комментируемой статьи категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Долгое время указанные вопросы на федеральном уровне были урегулированы только Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 2021 г. N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота» (Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 112). С 1 марта 2021 г. данное Постановление утратило силу <1>.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2021 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР» (СЗ РФ. 2014. N 44. Ст. 6059).

Следует отметить, что согласно комментируемой статье служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Согласно ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Кроме того, право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Комментарий к главе V

Федеральным законом от 23 июня 2021 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из комментируемой главы был исключен целый ряд статей (28 — 34, 36, 38 — 39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что ЗК РФ с 1 марта 2021 г. дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере.

Так, наличие в ЗК РФ разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения ст. 34 ЗК РФ <1>. Указание в ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, только гражданам также приводило к отсутствию однозначной практики применения ст. 34 ЗК РФ в отношении юридических лиц.
———————————
<1> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2021 г. N 5-Г10-14 .

Правоприменительная практика выявила также ряд существенных проблем при реализации процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п. п. 3, 4, 6 ст. 30 ЗК РФ можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения <1>.
———————————
<1> Учитывая, что такая ситуация не способствовала решению государственных и муниципальных задач, Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ было дано разъяснение о возможности предоставления земельного участка по процедуре выбора земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным и муниципальным предприятиям (письмо от 13 марта 2021 г. N Д23-651 ).

Запрет в п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта при размещении таких объектов в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в свете отсутствия в Градостроительном кодексе РФ 2021 г. понятия «градостроительная документация о застройке», приводил к тому, что основной принцип разграничения случаев предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов характеризовался правовой неопределенностью <1>. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствовала, что выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов даже для крупных инфраструктурных проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, поскольку, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случае если на земельный участок, в отношении которого осуществлялась процедура выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, претендует нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ <2>.
———————————
<1> См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2021 г
. N 1633/13 .

<2> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2021 г. N 4224/10 .

В связи с этим ЗК РФ Законом N 171-ФЗ был дополнен отдельной главой, содержащей во многом принципиально новые подходы к регулированию порядка предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков с учетом недостатков ранее действовавшего законодательства в данной сфере, выявленных пробелов и коллизий и сложившейся судебной практикой (подробнее см. комментарий к главе V.1 ЗК РФ).

В комментируемой главе сохранены в основном статьи, регулирующие общие положения о возникновении, переходе прав на земельные участки независимо от формы собственности на них.

Комментарий к Ст. 24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. До принятия ЗК земельные участки не так редко предоставлялись гражданам и юридическим лицам во временное пользование. Хотя правовые отношения временного пользования были урегулированы не вполне четко, тем не менее на практике данное право предоставлялось на основе договора и имело возмездный характер, что делало его отличным от краткосрочной аренды лишь по формальным признакам.

Согласно ст. 29 ЗК РФ правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 20 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций.

Комментируемой статьей установлено, что в безвозмездное срочное пользование земельные участки могут быть предоставлены и гражданами. Однако среди граждан таким правом на основании комментируемой статьи наделены только собственники земельных участков. Лица, владеющие земельными участками на основании иных правовых титулов, правом предоставления участка в безвозмездное срочное пользование не обладают. Это положение отличается от норм ГК. Так, согласно п. 1 ст. 267 «Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении» владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст. 93 ЗК РФ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК (см. комментарии к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК и др.).

Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 3 ноября 2021 г. N 56-Г04-25) была рассмотрена кассационная жалоба Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда по следующему делу.

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2021 г. N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2021 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ 3 ноября 2021 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Указанные конституционные принципы закреплены и в п. 1 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.

В ст. 24 ЗК определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи.

Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК.

Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или поступлении на учебу.

При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по соответствующим статьям ТК.

В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие «военная служба», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2021 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Федеральным законом от 28 марта 2021 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.

В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены проходящие альтернативную гражданскую службу.

В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края — без удовлетворения.

Навигация по записям

← Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: