Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Приветствуем Вас, дорогой гость! В данной статье пойдёт разговор о том, Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно! Надеемся, что информация Вам пригодится

Комментарий к статье 45 ЗК РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п.2 комментируемой статьи и является закрытым.

Новая редакция комментируемой статьи, внесенная ФЗ от 7 июня 2021 года N 123-ФЗ, уточнила перечень нарушений, которые охватываются понятием «ненадлежащее использование земельного участка» и при наличии которых участок может быть изъят у владельца или пользователя. Следует отметить, что по сравнению с изъятием земельного участка у собственника, которое в соответствии с ГК РФ возможно только в двух случаях ненадлежащего использования — при грубом нарушении правил рационального использования земли и при неиспользовании более 3 лет предназначенного для сельскохозяйственного производства или строительства земельного участка, в данном случае перечень оснований изъятия шире и включает порчу земель, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В то же время в новой редакции из этого перечня исключено такое основание изъятия земельного участка, как систематическая неуплата земельного налога.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о грубом нарушении правил рационального использования земли, поскольку в этом случае органам земельного надзора и судам надлежит оценить, насколько к произведенным в конкретном случае нарушениям применимы такие используемые в законодательстве оценочные понятия, как «существенное снижение плодородия», «значительное ухудшение экологической обстановки».

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований.

________________
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2021 года N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.

Постановление Правительства РФ от 19 июля 2021 года N 736. // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:
— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
— снижение кислотности в кислых на 10% или более;
— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;
— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;
— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли являются:
— загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
— размещение отходов производства и потребления 1-4-го классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся, то не на всей площади участка, или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли — например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2021 года N 369 определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
________________
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст.2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 45 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 45 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Ст. 45 ЗК РФ

1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.

Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.

В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.

Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.

2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.

Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.

ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2021 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2021 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2021 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2021 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 2021 кв. м.

Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.

В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.

Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.

Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.

Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.

В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.

С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обеспечения определенных публичных интересов.

Навигация по записям

← Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 46
. Основания прекращения аренды земельного участка →

Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:

Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.

Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.

Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.

После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Землеустройство
  • Государственный мониторинг земель
  • Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам
  • Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
  • Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
  • Определение размера возмещения в связи с изъятием участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Подготовка соглашения об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Решение об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
  • Выявление лиц, участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд
  • Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  • Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
  • Ограничение прав на землю
  • Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
  • Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ
  • Условия и порядок отчуждения земельного участка
  • Реквизиция земельного участка
  • Конфискация земельного участка
  • Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Основания прекращения сервитута
  • Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
  • Основания прекращения аренды земельного участка
  • Основания прекращения права собственности на земельный участок
  • Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ
  • Обязанности лиц, использующих государственные или муниципальные земли, на основании разрешений
  • Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций
  • Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута
  • Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
  • Порядок заключения соглашения о перераспределении земель различных форм собственности
  • Случаи и основания перераспределения земельных участков различных форм собственности
  • Случаи перераспределения государственных или муниципальных земель между собой
  • Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель
  • Лица, заключающие соглашение об установлении сервитута
  • Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
  • Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме
  • Договор аренды участка из государственных или муниципальных земель
  • Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель
  • Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок
  • Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение
  • Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно
  • Предоставление участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
  • Проведение аукциона по продаже участка из земель государственной или муниципальной собственности
  • Организация аукциона по продаже участков из государственных или муниципальных земель
  • Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование
  • Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в постоянное пользование
  • Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
  • Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду
  • Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно
  • Продажа участков из государственных или муниципальных земель на торгах и без проведения торгов
  • Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Возникновение прав на участки, предоставляемые из государственных или муниципальных земель
  • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание
  • Ограничение оборотоспособности земельного участка
  • Документы, подтверждающие право на земельный участок
  • Основания возникновения прав на землю
  • Безвозмездное пользование земельным участком
  • Земельный сервитут
  • Аренда земельного участка

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В случае возникновения оснований, предусмотренных законом, прекращается право использования земель не только у физических лиц и частных владельцев, но и у всевозможных организаций, а именно:

Решением подобных вопросов занимаются государственные исполнительные органы или учреждения муниципального самоуправления. После обработки документации государственный орган обязуется сообщить о прекращении права использования земельного участка.

Таким образом, существует определенный перечень оснований, которые могут стать поводом для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Владелец и пользователь земли может добровольно отказаться от имущества или же в принудительном порядке утратить свое право на распоряжение земельным участком.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.

Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.

Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.

Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.

Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

  • перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;
  • в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2021 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ.

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2021 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2021 г. по 1 ноября 2021 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Опубликовано: 25 августа 2021

Создано: 25 августа 2021

Обновлено: 29 мая 2021

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Спасибо! Ваша заявка принята. Мы свяжемся с Вами в течении 10 минут.

Ваше обращение не отправлено. Возможно отсутствует интернет соединение. Попробуйте отправить повторно.

ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ — ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Не выходя из дома, вы можете задать юристу бесплатно любые вопросы по номеру горячей линии 8 (800) 201-48-16. Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы также можете, не затратив ни копейки. Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями? Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу. За нее Вам также не придется платить.

2021 Юридическая компания «Консультант»

Каких последствий ждать после решения суда

В том случае, если прекращение права постоянного бессрочного пользования было осуществлено в принудительном порядке через обращение государственных органов в суд, на обжалование вынесенного решения у ответчика будет десятидневные с момента вынесения судебного акта.

Если в этот срок обжалование не было осуществлено, решение вступает в законную силу.

В этом случае для ответчика наступают достаточно серьезные правовые последствия:

  1. Во-первых, в том случае, если суд в своем решении определил обязанность ответчика восстановить первозданный вид участка, который он имел до начала использования не по назначению или до начала нарушений в отношении этого надела, ответчику придется все необходимые мероприятия производить исключительно за свой счёт.
  2. Вторым последствием будет, в случае назначения, выплата штрафа в бюджет в качестве наказания за совершенное нарушение (если урон экологии нанесен не был, то дело будет квалифицировано как административное правонарушение, и штраф будет рассматриваться как один из видов основного наказания; если экологический ущерб был нанесен, дело может быть переквалифицировано в уголовное, и тогда штраф может рассматриваться как основное и как дополнительное наказание).
  3. В качестве третьего последствия следует рассматривать изъятие участка из пользования ответчиком с одновременным исключением возможности дальнейшего извлечения прибыли из объектов, расположенных на этом участке (например, невозможность продажи ответчиком квартир в возведенном многоквартирном доме).

Однако, если принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования землей было осуществлено незаконно, и ответчик может это доказать, в соответствии со статьями 60 и 61 Земельного Кодекса вынесенное решение суда подлежит отмене наряду со снятием назначенных видов наказания, а изъятый участок должен быть возвращен в пользование.

Право постоянного бессрочного пользования землей, хоть и выглядите настоящее время пережитком советского прошлого, однако является одной из наиболее оптимальных форм использования как с экономической, так и с практической точки зрения.

Именно по этой причине прекращение такого права является одной из самых непростых процедур в сфере земельных правоотношений.

В том случае, если речь идет о добровольном отказе от этого уникального права, уполномоченному органу остаётся только принять такое решение на основе поданного заявления.

Что же касается принудительного прекращения, то здесь обращение в суд может нести очень серьезные правовые последствия как для истца (особенно в случае неправомерного обращения), так и для ответчика (если нарушения будут выявлены и доказаны).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Консультация. Звонок бесплатный
8 (800) 350-34-85

Adblock
detector

Порядок прекращения права постоянного бессрочного пользования

Для добровольного и принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования существуют свои алгоритмы, строго регламентированные статьями 53 и 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

  • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
  • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
  • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
  • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

В том случае, если каких-то бумаг не хватает, они либо запрашиваются в соответствующих подразделениях уполномоченных органов, либо у заявителя.

Если они не могут быть предоставлены в месячный срок с момента регистрации подачи заявления, то в рассмотрении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования отказывается, а заявление направляется на исправление просителю.

Этот момент достаточно часто носит отрицательный характер, так как может

существенно увеличить срок оформления в собственность участка, который раньше находился в постоянном бессрочном пользовании.

Если речь идет о принудительном прекращении права, то осуществление такой процедуры должно происходить в строгом соответствии со статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если участок находится в пользовании у казенных, государственных или муниципальных учреждений, то он может быть изъят уполномоченным органом без обращения в суд, если будут выявлены нарушения в эксплуатации участка (например, в отношении участка совершались действия, которые негативным образом сказываются на плодородии почв).

Если участок предоставлен для использования частному лицу, а также если Едином реестре прав на недвижимость содержится информация о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование конкретному человеку (например, прошёл регистрацию составленный договор использования земли), изъятие участка может быть осуществлено только по решению суда, на обжалование которого дается срок в десять рабочих дней с момента вынесения такого решения.

Исключением из этого правила по принудительному прекращению права постоянного бессрочного пользования землей будут такие действия в адрес научных учреждений, а также специализированных организаций, входящих в структуру РАН.

В отношении них решение будет приниматься индивидуально по каждому выявленному случаю нарушения норм эксплуатации выделенного участка, причем решение будет выноситься на федеральном уровне с учетом анализа всех предоставленных доказательств.

При покупке земли под ИЖС необходимо учесть множество моментов.

Планируете взять ипотеку на покупку земельного участка? В нашей статье описаны программы от самых популярных и надежных банков.

При приобретении земли у СНТ стоит знать и помнить об опасных подводных камнях, которые могут встретиться. Читайте о них здесь. 

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

Так, основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования изложены подробно в рамках статьи 45 этого нормативного акта.

Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, в

которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.

Однако его использование возможно в том случае, если оно не вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Виды прекращения постоянного бессрочного пользования

Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с

периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования землей регулируется действующим земельным законодательством.

В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

  • Добровольный отказ пользователя от своего права;
  • Принудительное изъятие участка из пользования.

Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

Оформляется он специальным заявлением, направленным в уполномоченные органы власти, которые занимаются распределением недвижимого имущества.

Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вторым вариантом прекращения права постоянного бессрочного пользования будет принудительное изъятие.

Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

  • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
  • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
  • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
  • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
  • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: